19 сентября 2024
© jemastock / Фотобанк 123RF.com |
Государственный детский медцентр не смог оспорить требование ТФОМС о возврате сумм нецелевых расходов. Спорные деньги медцентр потратил на оплату медосмотров (в том числе ЭЭГ) своих работников, обязательных в силу закона, а также на профобучение своего немедицинского персонала — сотрудников бухгалтерии, отдела кадров, отдела закупок, отдела охраны труда.
Оставляя требование ТФОМС в силу, суды указали следующее.
Относительно оплаты медосмотра:
- согласно ст. 213 ТК РФ работники медицинских организаций и детских учреждений проходят обязательные предварительные и периодические медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя;
- нормы федерального законодательства не предоставляют медорганизации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств на указанные цели;
- в силу п. 6 ч. 1 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников и ст. 214 ТК РФ, расходование средств на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования должно производиться за счет собственных средств работодателя.
Относительно оплаты повышения квалификации:
- в силу ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профобучение работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
- обязанность работодателя проводить профессиональное обучение работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя;
- из положений Закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ следует, что расходы медорганизаций в части обучения своих сотрудников, непосредственно не связанных с медицинской деятельностью, предназначены для функционирования заявителя как бюджетного учреждения, имеющего статус юридического лица, и обязательства по охране труда, обеспечения безопасности и осуществления закупок за счет средств бюджета;
- перечисленные расходы осуществляются за счет работодателя и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный ТП ОМС. При этом по своему назначению эти затраты не относятся к необходимым для обеспечения деятельности именно медорганизации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медпомощи.
Верховный Суд РФ отказал центру в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2024 г. № 310-ЭС24-10460).