Актуально
Вс. Сен 22nd, 2024

Корреспондент “РГ” проехал все четыре новых региона России

By Admin Сен18,2024

– Не веришь, что починю? – оторвался он от ремонта. Людей тут пока немного, и разговоры на улицах завязывают охотно.

– Так ведь разбит дом-то. Совсем.

А он только усмехнулся, махнул рукой и ответил вдруг фразой из “Дневного дозора”:

– Дом разбит. Но стеночка-то осталась.

– А мел судьбы где взять?

– Да вот он, – слесарь Алексей Матченко, а именно так он и представился, показал на старенький мастерок, которым правил стену. – У нас у всех тут сегодня вот такой мел судьбы. А мел вообще-то и в производстве цемента используют, и даже в производстве стекла. Без него нам никак.

По-прежнему в этих прифронтовых городах беда с гостиницами. В том же Северодонецке я тщетно пытался найти нам с коллегами какое-нибудь жилье. В администрации, куда обратился за помощью, получил ответ: “В нашем городе мы гостей не селим”. Ведь и сами северодончане в большинстве своем живут в соседних селах: безопаснее, да и восстановленного жилья пока мало.

Сегодня бои идут совсем рядом с Северодонецком, но я верю: возрождение не за горами. Так же, как “Счастье не за горами” – эти буквы в человеческий рост встречают автомобилистов перед въездом в город Счастье. Тут тоже шли тяжелые бои, но как только наши войска отодвинули линию фронта – с невероятной скоростью, словно по мановению волшебного мела судьбы город восстанавливается.

В силу профессии мне часто приходится ездить по новым территориям России, и потом многие спрашивают: как там живут? По-разному. Но закономерность одна: чем дальше украинские позиции, тем быстрее возвращаются люди.

Спецвыпуск журнала “Родина”, которым наша экспедиция открыла учебный год на новых территориях, стал уже пятым, специально сделанным для этих мест. И каждый раз журналисты под руководством шеф-редактора Игоря Коца привозят сюда тысячи экземпляров журнала и проводят презентации. И на этот раз мы побывали во всех четырех регионах. И вот что увидели.

Из крупных городов ближе всех к фронту Северодонецк. Передовая совсем рядом, 15 минут езды. Но семьи в город возвращаются. 130-тысячный Северодонецк был разрушен до основания, и только сейчас, впервые за два года, тут заработало несколько школ.

Луганск сегодня не похож на прифронтовой город. Но взрывы звучат и здесь. Фото: Владимир Ладный

– Один из первых объектов, которые мы восстановили, – это наш ДК строителей, обязательно восстановим ДК химиков, на подходе две музыкальные школы, завершаем ремонт библиотек, аллеи искусств, – рассказал глава города Николай Моргунов.

У жителей прифронтовых городов особые привычки. Здесь не ходят по газонам не из боязни их испортить – портить-то особо нечего, а из укоренившегося в подкорке ужаса: в зеленке – мины. Любые, от хитроумно установленных прыгучих “лягушек” до маленьких зеленых “лепестков”, которые просто беспорядочно сыпались с неба, и если теперь задеть, гарантирована потеря ноги. Здесь не заходят в пустые дома не из деликатности, а из-за боязни того же минирования: все еще часто увидишь тут на одних строениях надписи “мин нет”, на других – “мины”, причем и то, и другое не гарантировано. Здесь не гуляют ночью не потому, что хотят спать, а из-за комендантского часа. В тыловых городах он начинается в 11 вечера, а в прифронтовых – в 9.

И все же…

– У нас все больше отдыхающих, – рассказывает мне заместитель главы Херсонской области Татьяна Кузьмич. – Здесь же теплое море, Розовые озера. Туристы из разных городов, даже из Петербурга. Приморские Геническ, Скадовск стали уже безопасны. Настоящая опасность в 15-километровой зоне – под обстрелом Алешки, Голая Пристань, Каховка, Новая Каховка.

И правда, юг новых регионов, кажется, живет уже обычной южной жизнью. Отдыхать сюда едут в основном из новых же территорий – на пляжах Бердянска, Геническа, Мариуполя я встречал в основном жителей Донецка, Луганска и других городов, лишенных моря. А насчет безопасности – так жителям Донецка, в который еще недавно прилетало до 40 снарядов в день, тут просто рай. А вот москвичей, воронежцев, ростовчан я все-таки чаще видел на трассе по пути в Крым. Их пока не слишком много, и они в выигрыше: дорога потрясающе качественная, зачастую двухрядная. Когда объезжаешь Азовское море с юга – то Крымский мост перекроют, то пробки из-за большого потока машин, а вот по новым регионам едут без помех.

В Донецке я попросил график включения воды – ведь помню времена, когда из-за водной блокады в гостинице давали воду по графику раз в три дня. И был приятно удивлен тем, что графика нет, а вода есть постоянно, горячая-холодная. Запущенный в прошлом году водовод перебрасывает сюда воду на 200 км из Дона, и по мере его доработки ситуация все лучше.

А еще – ночью поразила тишина. Пару лет назад постояльцы донецких гостиниц нередко ночевали в ванне из-за постоянной канонады. Помню, как мимо моего окна гостиницы “Рамада” всю ночь летели в небо огненные трассы реактивных снарядов “Града”, а в ответ то ближе то дальше грохотали взрывы “прилетов” и хлопки ПВО. Да что говорить – каждую гостиницу города тяжко потрепала украинская арта. А нынче, когда фронт отодвинули, – почти спокойно.

Мариуполь поражает новостройками: как грибы выросли тут кварталы пяти- и девятиэтажек – просторных, современных, белых со светло-фиолетовыми, оранжевыми, зелеными линиями, но в основном все-таки белых, чтобы пригасить жар южного солнца. Мне довелось бывать на этих стройках – бравые рабочие военно-строительных компаний возводили многоэтажки с фундамента за 80 дней! Просто идеально отлаженная работа.

Конечно, и в этих тыловых городах не все гладко. Не всем нравится, что тут строят красивую и спокойную жизнь. И не случайно организуя те же презентации, мы нарвались на строжайший запрет собирать на любые мероприятия более 50 человек: терпя поражения на передовой, ВСУ все чаще атакуют мирных жителей. То тут, то там блокируются попытки терактов и диверсий. В одном из регионов мое телефонное общение с городским руководством прервалось взрывом: очередное покушение.

На пляжах Бердянска и сегодня полно отдыхающих. В основном – из Донбасса. Фото: Владимир Ладный

Главврач Северодонецкой горбольницы Виктор Бирюков рассказывает, как под обстрелами тут спасали пациентов, в подвалах делали операции. “А теперь завезли современное оборудование, и не только нам – недавно открыта и стоматологическая больница, и станция скорой помощи, власти восстанавливают корпуса семимильными шагами, помогают нам невероятно. На днях запустим женскую консультацию, родильное отделение”.

Но доктора, проводя меня по коридорам, вздыхают: “Ночью какие-то нелюди прокрались в корпус, испортили новое оборудование. И кому навредили? Обычным больным, бабушкам, детям – против них-то и воюют”.

Нелегко восстанавливаются прифронтовые города. От множества домов остались только стены. Но это не так страшно, если жители крепко держат в руках мел судьбы.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *