Наибольший рост подобных предложений в сравнении с январем-июнем 2023 года зафиксирован в Магаданской области и Ставропольском крае (в обоих регионах +114 процентов), на втором месте — Тюменская область (+75), на третьем — Омская (+63). В Москве, для сравнения, результаты скромнее: +25 процентов. В число лидеров по этому показателю из регионов ПФО попала Удмуртия: вакансий с «пенсионными опциями» здесь оказалось почти тысяча, и это рост на 42 процента.
Взгляд за горизонт
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко считает, что рост предложений корпоративных пенсионных программ можно объяснить несколькими факторами. Первый — старение населения.
— С увеличением доли пожилых людей на рынке труда работодатели осознают необходимость поддержки возрастных сотрудников, чтобы удерживать их в компании, — говорит эксперт.
Он приводит статистику: на 1 января 2024 года в Социальном фонде России (СФР) было зарегистрировано 41 млн 75 тыс. пенсионеров. По данным отделения СФР по Удмуртии, в настоящее время в регионе более 456 тыс. пенсионеров, и из них свыше 97 тыс. граждан продолжают работать.
— Наблюдается снижение доли работающих пенсионеров — около 40 процентов в Удмуртии — из-за того, что индексация пенсий этой категории сейчас не предусмотрена. Из-за этого они стремятся работать неофициально. Чтобы решить эту проблему, компании в Удмуртии предлагают возрастным сотрудникам систему корпоративных пенсионных программ, — отмечает Петр Щербаченко.
Второй фактор — конкуренция за кадры: в ситуации дефицита квалифицированных специалистов компании стремятся предложить более привлекательные условия труда, включая корпоративные пенсии. В качестве третьего фактора он называет изменение менталитета: «Работодатели все чаще понимают важность заботы о будущем своих сотрудников, что может повысить лояльность и снизить текучесть кадров».
От промышленности до кол-центров
По данным hh.ru, наибольшая динамика роста числа таких вакансий наблюдается, что достаточно неожиданно, в сфере PR и маркетинга — в восемь раз. Предложения КПП в компаниях, занимающихся управлением активами, выросли в пять раз, в машиностроении и торговле — в три раза, чуть меньше в нефтегазовой отрасли — в 2,9 раза, в лесной промышленности и деревообработке — вдвое.
— Согласно нашим данным, работодатели стали чаще предлагать бонус в виде корпоративной пенсии сотрудникам сферы сельского хозяйства, агрономам, работникам научных центров, инженерам, машинистам, операторам кол-центров, — комментирует генеральный директор НПФ «Эволюция» Елена Тетюнина, подчеркивая, что переход бизнеса к такой социальной ответственности — «позитивный знак не только для рынка труда, но и для всей пенсионной отрасли страны».
Ряд крупных предприятий Удмуртии, которые стали вводить в соцпакеты КПП, подходят к этому вопросу избирательно: доплаты сотрудникам по выходу на пенсию у них есть, но они полагаются далеко не всем. В некоторых из них персональные пенсионные предложения доступны только руководителям высшего и среднего звеньев, в других — сотрудникам, которые проработали достаточно большое количество лет и вышли на пенсию именно от этого работодателя.
«Здесь и сейчас»
Удмуртия с ростом предложений по КПП для Приволжья скорее исключение. Регионов, для которых был характерен рост таких предложений, здесь немного: Пермский край, Татарстан, Самарская область, Башкирия. В остальных девяти субъектах РФ число таких предложений снизилось.
— Интересно, что среди регионов ПФО есть и такие, где, наоборот, число вакансий с предложением корпоративной пенсии уменьшилось по сравнению с прошлым годом, — говорит директор hh.ru ПФО Альбина Султанова. — И сильнее всего эта тенденция прослеживается в Пензенской, Кировской, Ульяновской области, Чувашии, Мордовии и Марий Эл.
— В данном случае мы понимаем, что работодатели из этих регионов урезают такой вариант поддержки для возрастных работников, и случиться это могло по разным причинам, одна из которых — финансовая невозможность подобной поддержки со стороны работодателей. Другая причина — более индивидуальный подход к заботе о работниках, когда они сами могут выбрать социальные бонусы, — полагает эксперт.
Один из примеров такого подхода — ижевский производитель лакокрасочных материалов «Новый дом» (Palizh).
— Отдельно КПП не предлагаем, поскольку видим большой отклик у сотрудников на программы короткого времени, «здесь и сейчас», — рассказала «РГ» начальник отдела по развитию персонала компании Татьяна Маслова.
Так, предприятие предоставляет путевки в санаторий для группы 50+, день оплачиваемого отгула для пенсионеров еженедельно, корпоративное обслуживание в медорганизациях для работающих более 10 лет.
Сам себе НПФ
Некоторые сотрудники, пользуясь спросом на работников в сфере промышленности, сами формируют свой личный «пенсионный план». Сергею 52 года, и он был ведущим инженером-конструктором одного из оборонных предприятий Ижевска. На заводе он всегда был на хорошем счету, прошел вместе с ним сложные
90-е годы. В последние годы имел высокую зарплату и перспективы карьерного роста до начальника отдела. Однако не так давно он со своего предприятия уволился и перешел в другую, открытую несколько лет назад частную фирму. Признается: работу, на которой все и всех знает, оставлять было нелегко. Тем более уходить в компанию, где он уже никогда не станет настолько «своим», где нет традиций общественной жизни. И выигрыш в зарплате по нынешним меркам не очень впечатляет: ему посулили лишь на 15 тыс. рублей больше, чем он получал на своем заводе.
— Коллеги удивлялись: «Зачем уходишь? Разница в зарплате совсем же небольшая», — рассказывает Сергей. — Но я эти 15 тысяч разницы решил сделать своим «пенсионным фондом». Буду откладывать каждый месяц, и к пенсии получится уже достойная сумма. .