А берега Байкала – как раз то место, откуда за Солнцем наблюдают давно, профессионально и останавливаться на том, что есть, не хотят.
– Представьте, что мы с расстояния в 10 километров пытаемся разглядеть 5-рублевую монету. То есть на самом деле не видим. Так вот на Солнце под таким углом мы наблюдаем “точку” с диаметром 729 километров, меньше просто не можем…
На действующем телескопе минимально достижимая точка- 729 км, а на том, что начали строить, – 70
Профессор и доктор физико-математических наук Сергей Язев, он же – старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, встретил нас у подножия Большого солнечно-вакуумного телескопа.
БСВТ – мягко скажем, ветеран среди себе подобных, но других по функционалу инструментов в Байкальской астрофизической обсерватории. Не говоря уже о том, что этим летом в Тункинской долине (это территория Бурятии) начали строить крупнейший в России солнечный телескоп-коронограф – КСТ-3.
Побывавший там глава минобрнауки Валерий Фальков даже поучаствовал в заливке фундамента. А директор Института солнечно-земной физики Андрей Медведев заявил: с вводом нового инструмента российские астрофизики смогут изучать атмосферу Солнца “с недостижимым до сих пор пространственным, спектральным и временным разрешением”. Его коллеги уточнили: это даст возможность исследовать процессы на светиле в масштабах, которые прежде были недостижимы: около 70 километров.
Скачок – десятикратный: на Большом вакуумном телескопе – минимально достижимая точка 729 км, а тут – сразу 70. “Мы сможем создавать модели, чтобы прогнозировать космическую погоду”, – рисуют астрофизики перспективы для себя и нас.
По расчетам, КСТ-3 в Тункинской долине должен заработать где-то на рубеже 2030 года. А пока…