В Москве прошло заседание Общественного совета при Минцифры РФ. Фото: Дмитрий Самылин/РГ
По словам Никитина, после прекращения работы зарубежных вендоров программного обеспечения в 2022 году было выявлено 365 потребностей, которые критически важны для промышленности и социальной сферы, и из этих потребностей был сформулирован так называемый “ландшафт IT-продуктов”. На 80% уже тогда этот ландшафт частично покрывался отечественными решениями. “Задача среднесрочного перехода на полностью отечественный софт вполне реальна. В 2022 году было запущено 183 так называемых “Особо значимых проектов” на общую сумму около 200 миллиардов рублей. Все они были направлены на развитие принципиально важных технических решений. Работа по этим проектам до сих пор ведется, потому что их горизонт реализации достаточно продолжительный, от 3 до 5 лет. Основные результаты мы планируем получить в 2025 году”, – рассказал Никитин.
Также по словам представителя Минцифры, хотя индустриальные заказчики и ждут, когда разрабатываемые решения достигнут рынка, работа по нахождению новых лакун, где еще есть необходимость создания отечественных продуктов не останавливается: “В этом году индустриальными центрам и центрами компетенций разработчиков была проведена масштабная работа по выявлению направлений, на которые целесообразно направить усилия для того, чтобы закрыть вопрос достижения статуса технологической независимости и промышленной безопасности. В целом было выявлено порядка 800 таких “лакун”, примерно половина из которых относится к вопросу доработки уже существующих решений, а другая половина – это так называемые перспективные разработки”.
На заседании Общественного совета руководитель рабочей группы по Digital Communication АКОС Валерий Сидоренко предложил разработать правила регулирования дипфейков в коммерческих и пользовательских целях.
Член Общественного совета, руководитель рабочей группы по Digital Communication АКОС и генеральный директор digital-агентства “Интериум” Валерий Сидоренко. Фото: Дмитрий Самылин/РГ
“Мы видим очень бурный и быстрый технологический рост этого сегмента. Из-за этого сегодня нет надежных детекторов, что является дипфейком, а что нет, и в ближайшее время таких детекторов не предвидится, потому что это технологическая гонка одних нейросетей с другими. А история с регулированием всегда будет отставать, когда что-то так быстро развивается. Россия сейчас находится в серой зоне, не имея четкого регулирования дипфейков, но нам надо из нее быстро выходить. Я могу привести пример Китая, который за полгода из серой зоны вышел. При этом мировая практика показывает, большая часть дефектов производится в тех странах, где регулирование минимальное”, – рассказал Сидоренко.
Однако, по его словам, тема дипфейков очень широка, так как есть огромный сегмент легальных дипфейков. Это все, что касается фильмов, рекламы, анимации, цифровых двойников, плюс очень большой пользовательский сегмент, где нет ни коммерческих, ни криминальных целей, но где создается большая часть креатива и новинок, которые потом внедряются и используются.
Сидоренко предложил наладить диалог под эгидой Общественного совета между государством, обществом и бизнесом, чтобы выработать подход к регулированию использования дипфейков, который не сводился бы только к запретам и маркировке.
Также на заседании были представлены результаты работы комиссий Общественного совета “По мониторингу качества государственных услуг и развитию онлайн-сервисов (госуслуг)”, “По развитию сетей связи и инфраструктуры связи (связь и IT)”, “По поддержке IТ-индустрии, развитию отечественных продуктов и обеспечению информационной безопасности”, “По защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (медиа, контент, игры, коммуникации)” .
Общественный совет Минцифры России является постоянно действующим совещательно-консультативным органом. Основная цель работы Совета – вовлечение общества в деятельность министерства и диалог с представителями профессиональных объединений. Участники Совета могут вносить предложения по корректировке мероприятий министерства с учетом общественного мнения и профессиональных интересов.