Многие дети не хотят или не могут выполнять домашку самостоятельно. Как прекратить воевать и сделать так, чтобы ребёнок делал уроки сам, без ваших напоминаний, уговоров и угроз?
Наш эксперт – детский и семейный психолог Анна Ярошенко.
Весь первый класс вы контролировали ребёнка: исправляли описки в прописях, помогали с чтением и счётом, собирали гербарии, мастерили поделки. Пора приучать школьника к самостоятельности.
Папа у Васи силён…
Но начать стоит с себя. Ведь на самом деле, учась за школьника, вы оказываете ему медвежью услугу – не даёте ребёнку возможности овладевать знаниями. И заработанные с вашей помощью пятёрки не его, а ваши.
На первом этапе вы должны были не только помогать первокласснику, но и научить его самостоятельности, умению отвечать за свою работу. Поэтому ко второму или хотя бы к третьему классу пора отходить в тень. Теперь школьник должен обращаться к родителям лишь в случаях затруднений.
Однако есть дети, которые до ночи не сядут за уроки, если их не контролировать. И не хочется заставлять, а приходится.
Дальше сам
1. Организуйте ребёнку удобное рабочее место и освободите его от всего лишнего, в том числе от гаджетов. Телевизор, радио выключите, домашних животных и младших детей отведите в другую комнату.
2. Убедите ученика сесть за уроки. Но не ругайте, не кричите, не сравнивайте с другими, более успешными и ответственными одноклассниками. Проявляйте больше позитива, одобрения, поддержки. Стресс, в который вводит ребёнка родительский гнев, реально делает его глупее, чем он есть на самом деле.
3. Повесьте над столом листы с памяткой, как надо выполнять задание по каждому предмету. Детям проще работать по алгоритму. Инструкция по математике может выглядеть так:
- прочитай задание;
- подумай над ним;
- перечитай правило, которое относится к этой теме;
- перепиши пример или задачу в тетрадь;
- ещё раз прочитай;
- подумай и постарайся решить;
- проверь своё решение.
- Какой ты молодец!
4. Предложите сделать сначала то, что кажется лёгким. Справился – обязательно похвалите. Не смог – тоже похвалите за попытку разобраться. С трудными заданиями помогайте, но не решайте за ребёнка. Наталкивайте наводящими вопросами на правильный путь. В крайнем случае объясните решение похожей задачи, примера, предложите сделать по образцу. Сделал всё правильно – отметьте старания. Совсем не получается – придётся искать помощи у репетитора или самим устранять пробелы в знаниях. Видеоуроки вам и ученику в помощь.
5. Используйте игровую форму, интерактивный подход. Выучить счёт на английском языке или таблицу умножения вполне можно благодаря игровым платформам в интернете, специальным мультфильмам.
6. Придумайте поощрения. Необязательно материальные. Старания ребёнка можно отметить походом в кино, на аттракционы, дополнительным часом игры на планшете.
7. Делайте перерывы в занятиях. Это время уделяйте движению: вместе попрыгайте, побегайте, поваляйтесь на кровати, устроив бой подушками. Или сыграйте партию в настольный хоккей. Если ребёнок занимается слишком долго, страдают концентрация внимания и мотивация. Идеальная продолжительность непрерывного выполнения задания для детей 7–8 лет 25 минут.
<!–Расположение: –>