80 лет назад, 14 сентября 1944 года, началось то, что в своё время называли «восьмым сталинским ударом» или «освобождением Прибалтики».
Впоследствии у нас, чтобы не раздражать провозгласивших независимость латышей, литовцев и эстонцев, предпочли использовать нейтральный термин «Прибалтийская стратегическая наступательная операция 14 сентября — 24 ноября 1944 г.». По идее, он отвечает всем требованиям — и научным, и человеческим. Никого не оскорбляет, историю не фальсифицирует, укладывается в русло перезагрузки отношений в конструктивном ключе…
Однако новым соседям такой расклад не нравился категорически — конструктива они явно не хотели. И потому Прибалтийскую стратегическую операцию там принялись называть не иначе как «Повторная оккупация стран Балтии Советским Союзом». Имелось в виду, что первая оккупация состоялась в 1940 году, а в 1944‑м СССР пошёл «на второй заход». Спустя совсем немного времени этот термин от частого повторения утвердился если не в научном мире «коллективного Запада», то в публицистике точно. В принципе можно было бы не обращать на это внимания, если бы не один важный момент.
«Лёгкая» оккупация
Военная оккупация и её последствия согласно международному праву не подпадают под законы о сроках давности. Грубо говоря, Россию как правопреемницу СССР могут заставить «платить и каяться» уже на вполне законных основаниях. Сейчас таких оснований нет — историки всех стран установили, что размещение в 1939 году советских военных баз в Прибалтике и последующее вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР на правах союзных республик происходило вполне в рамках международных правовых норм своего времени.
Тем не менее Литва, Латвия и Эстония продолжают настаивать на своём. Признавая факт оккупации своих республик в составе СССР нацистской Германией, они изо всех сил стараются представить дело так, что «советская оккупация» по нанесённому ущербу и по своим последствиям превосходит то, что творил на их землях Третий рейх. Скажем, в Музее оккупаций и свободы в Таллине экспозицию, посвящённую немецкой оккупации, предваряет пояснение: «Облик этой эпохи определяют главным образом военные события и опасность новой советской оккупации. По количеству человеческих жертв и общему состоянию угнетённости немецкая оккупация была намного легче, чем предыдущая и последующая советские оккупации».
Одного этого утверждения достаточно, чтобы обратить внимание мировой общественности на прискорбный факт — в Прибалтике, похоже, отрицают Холокост. Ну, или как минимум не считают евреев за людей.
Возможность убивать
Судите сами: по подсчётам американского историка литовского происхождения Ромуальда Мисюнаса и американского политолога эстонского происхождения Рейна Таагеперы, из 250 тыс. евреев, проживавших в рейхскомиссариате Остланд, куда входили Литва, Латвия и Эстония, к 1942 году осталось в живых менее 10 тыс. Это самый настоящий геноцид, и утверждать, что «немецкая оккупация по количеству человеческих жертв была намного легче», — верх цинизма.
Или кое-что похуже. Например, попытка завуалировать художества собственных отморозков в отношении евреев и других нацменьшинств, проживавших в Литве, Латвии и Эстонии. Дело в том, что в 1941 году, когда немецкие войска занимали эти территории, тамошние националисты устроили серию погромов, проявив звериную жестокость, изумлявшую даже немцев: «Молодой мужчина с засученными рукавами был вооружён железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом он менее чем за час убил 45–50 человек».
Это Каунас, Литва, июнь 1941-го. А вот что наступавшие немцы увидели в столице Латвии в июле: «После того как части Красной армии покинули Ригу, латышские националисты сразу же начали охоту на евреев города. Около 2700 евреев после издевательств было расстреляно в лесу Бикерниеки, 300 евреев согнано в большую хоральную синагогу и вместе с ней сожжено…»
В Эстонии по этой части было ещё круче. Там летом 1941‑го моментально восстановили распущенную советскими властями организацию Omakaitse, то есть «Самооборона». А уже в феврале 1942 года руководитель полиции рейхскомиссариата Остланд Вальтер Шталекер рапортовал начальству, что территория Эстонии полностью зачищена от евреев: «Все евреи старше 16 лет казнены частями Omakaitse».
Создаётся впечатление, что в Литве, Латвии и Эстонии немецкая оккупация считается сравнительно лёгкой по одной-единственной причине — в те годы там была дана возможность безнаказанно убивать людей «неправильной» национальности. Потому что во всём остальном немцы вели себя так же, как и в других оккупированных республиках Советского Союза.
20 ударов по телу
Вот инструкция от 20 февраля 1942 года для служащих железных дорог Эстонии: «Каждое нарушение служебной дисциплины со стороны служащего, принадлежащего к местной национальности, отныне должно караться: в первый раз 15 ударами палкой по обнажённому телу; в повторных случаях 20 ударами палкой по обнажённому телу». Эстонские крестьяне, которые ещё вчера выражали недовольство колхозами, взвыли уже по-настоящему — за нарушение обязательных поставок полагалось наказание от тюремного заключения до расстрела. Таким наказаниям с 1941 по 1944 год подверглось более 100 тыс. крестьян. Рабочим жилось не лучше. Нормы питания по рабочим карточкам в 1942 году были следующими — 243 грамма хлеба, 19 граммов жиров и 5 граммов сахара в день. Для сравнения: по рабочей карточке даже в самую страшную зиму блокады Ленинграда отпускалось 250 граммов хлеба в день.
Может быть, всё это компенсировалось поддержкой национальной самобытности? Ведь прибалты очень любят рассказывать о том, как при советской власти в их республиках подвергалось гонениям всё национальное…
Вот выдержка из письма представителей литовской общественности, адресованного Гитлеру: «Нам трудно подумать, что органы немецкой администрации в Литве добиваются подавления литовского народа. Однако мы должны констатировать факт, что культурная и народная жизнь литовцев теперь всячески подавляется. Литовцам в Литве в настоящее время нельзя иметь ни одной газеты на литовском языке. С начала войны немецкая цензура не разрешила выпуск ни одной литовской книги в Литве. Не разрешается праздновать литовские народные праздники…»
Вместо эпилога: плюнули в собственное достоинство
Оголтелая русофобия — страшная вещь, разлагающая душу. Оставим в стороне чёрную неблагодарность к бойцам Рабоче-крестьянской Красной армии, которые отдали в Прибалтийской наступательной операции свои жизни за то, чтобы литовцам, латышам и эстонцам не запрещали говорить на своём языке, чтобы их не морили голодом и не били «палкой по обнажённому телу» подобно скоту. Допустим, что 61 648 павших советских воинов не заслуживают доброго слова со стороны нынешних властей прибалтийских республик. Но говорить о том, что жизнь в СССР была тяжелее, чем весь этот кошмар, — значит плюнуть в собственное национальное достоинство и расписаться в том, что хорошо себя чувствуешь лишь под ударами палкой.
<!—Расположение: —>