Стоимость самолета «Байкал» (ЛМС-901), который разрабатывают на замену советскому Ан-2, снизилась в два раза — с 455 млн руб. до 260 млн руб. Об этом рассказал вице-премьер и полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. По его словам, это произошло после «магического поручения» Путина.
По словам Трутнева, он встретился с министром промышленности Антоном Алихановым, где «все эти вопросы обсуждали, пригласили еще ряд специалистов и рассуждали». «Надо им отдать должное, со дня Восточного экономического форума прошло несколько дней, самолет подешевел в два раза», — рассказал Трутнев.
«Поэтому поручения президента все-таки имеют магическое влияние на окружающий мир», — добавил вице-премьер. О каким именно поручении идет речь, он не уточнил.
Также, по словам Трутнева, удалось найти решение, при котором для взлета «Байкала» потребуется полоса короче, чем раньше. «Нам предъявляли 1050 метров. Я вообще не знал, что с этим делать, скажу честно. Потому что у нас полос по 1050 метров на Дальнем Востоке — 33. И все. А все остальные не подходят. Для всех остальных никакой «Байкал» сесть не сможет. Вчера мне сказали, да нет, 350 метров», — заявил он.
В начале сентября спор развернулся из-за сроков поставок самолетов «Байкал». Так, вице-премьер Денис Мантуров в кулуарах Восточного экономического форума заявил, что первые поставки самолетов сдвинут с 2025 на 2026 год. По его словам, это связано с тем, что когда в 2019 году проводился конкурс на отбор проекта самолета, власти рассчитывали на использование в самолете иностранных двигателя и винта. «В 2022 году жизнь изменилась, и можно рассчитывать теперь только на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года», — говорил Мантуров.
Запуск производства самолета нужно ускорить, заявил позднее на выступлении на ВЭФ президент России Владимир Путин. «В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской авиацией легкого многоцелевого самолета «Байкал». Нужно запустить его в серийное производство уже в ближайшее время», — заявил президент.
После этого Трутнев предложил «вернуться на несколько шагов» и заменить подрядчика самолета. С Трутневым поспорил Алиханов, который указал, что замена подрядчика только удлинит процесс изготовления самолета. «Кроме того, процедура неминуемо будет включать судебные разбирательства и штрафы. Конечным результатом будет необходимость проведения новых конкурсных процедур и серьезное ухудшение финансового положения производителя, который, помимо реализации гражданских проектов, является также исполнителем в рамках ГОЗ», — указывал Алиханов.
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет. Он предназначен для выполнения широкого спектра авиационных работ и использования на местных воздушных линиях. Самолет оснащен одним турбовинтовым двигателем и рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до 2 т груза на дальность 1,5–3 тыс. км. Разработчик и производитель ЛМС-901 — АО «Уральский завод гражданской авиации». «Байкалы» должны заменить устаревшие Ан-2.