Археологи начали раскопки на месте предполагаемой неолитической стоянки, где жили люди несколько тысяч лет назад. Ее нашли под зданием поварни XVI века в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Есть основания полагать, что обнаруженный древний слой — достаточно обширный. Так, в ходе работ было обнаружено начало кладки старинного сооружения, о котором до этого момента ничего не было известно.
Здание поварни представляет собой значительное хозяйственное сооружение, которое растянулось вдоль Сиверского озера. Состоит оно из целого ряда помещений, различных по размеру и по назначению.
«Все они возникли постепенно, без единого плана, и последовательно пристраивались к наиболее древнему ядру — собственно поварне», — отметил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
Археологи выяснили, что история этого места значительно старше, несмотря на то, что сама поварня возникла в XVI столетии. И тому уже есть доказательства.
«Под крышей поварни была найдена неолитическая стоянка. Оказывается, на этом месте люди жили несколько тысяч лет назад», — отметил Михаил Шаромазов.
Как сообщил директор компании «Вологодская археология» Алексей Угланов, до строительства поварни на этом месте был холм, на одной части которого был обнаружен слой неолита, а в нем — каменные орудия. Сейчас археологические работы ведутся по периметру всего здания.
В слое неолита, который уже удалось раскопать, были также найдены остатки ямочно-гребенчатой керамики и кремневых осколков. Специалисты выразили уверенность, что это не едиственный «древний участок» на объекте. Есть и другие — исходя из предыдущих исследований. И, похоже, близко еще одно открытие. Так, с торца здания поварни археологи «дошли» до слоя XVII века и внезапно нашли рядом остатки кладки старинного сооружения, о котором до этих раскопок было никому неизвестно.
Одновременно с этим археологи работают во внутренних помещениях поварни — разбирают древний завал в здании квасного ледника. Работают аккуратно, чтобы уберечь фундамент поварни от разрушения. Дело в том, что он не имеет между камней (по сути, огромных валунов) связующего, которое может быть представлено известковой проливкой или глиняной забутовкой. Вместо этого между камнями фундамента — рыхлая земля с кирпичным боем и фрагментами извести.
Поэтому археологам приходится работать особенно аккуратно.
«После того, как выкапываем, закрываем обнаруженный слой укрывным материалом и сверху подсыпаем песком. Это делается для того, чтобы во время реставрационных работ слою не был нанесен урон», — объяснил Алексей Угланов.
По словам археологов, структура поварни многогранная и достаточно любопытная с исторической и культурной точек зрения еще и потому, что по другую сторону от древнего ядра здания есть большая одностолпная палата, выстроенная на рубеже XVI-XVII веков. Это летний квасной погреб, над которым в 1655 году соорудили каменную Оружейную палату.
«Описи монастырского имущества XVII-XVIII веков сохранили для нас перечень богатейшего собрания разнообразного оружия, хранившегося в этой палате», — рассказали в музее.
Там отметили, что в 1786 году своды постройки рухнули, и находившийся внизу квасной погреб пострадал от обломков кирпичной кладки. Все эти нюансы археологи учитывают в своей работе.
Напомним, основанный в 1397 году монахом Кириллом Кирилло-Белозерский монастырь является крупнейшим православным монастырем-крепостью со времен Древней Руси.
Что касается поварни, то после раскопок и реставрации здесь разместятся музейные фондохранилища, будет представлена посетителям и неолитическая стоянка, пообещали в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.