© weyo / Фотобанк 123RF.com |
Инспектор Роструда не смог обжаловать наказание (предупреждение) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение процедуры проверки), вынесенное по постановлению прокурора в связи с проведением незаконной проверки в районной больнице.
Поводом к проверке явилось коллективное обращение работников больницы – они жаловались на прекращение «ковидных» выплат по Постановлению Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 с июля 2021 года. В ходе проверки были выявлены нарушения трудовых прав работников и выданы предписания.
Однако прокуратура обнаружила множество нарушений, связанных с организацией и проведением этой проверки:
- во-первых, хотя поводом к проверке явилась коллективная жалоба, ГИТ не предприняла попыток выяснить личность написавших, а при неподтверждении личности обратившегося с заявлением гражданина проведение проверки, по мнению прокуратуры, запрещено;
- во-вторых, у Роструда и его инспекторов нет полномочий проверять законность начисления или неначисления ковидных спецвыплат медработникам. Следовательно, у проверки не было оснований, а проверка без оснований – это грубое нарушение Закона о госконтроле;
- в-третьих, жалоба касалась прекращения ковидных выплат, однако ГИТ, вынося решение о проведении проверки, необоснованно расширила её предмет с указанием на необходимость проверки обязательных требований, предусмотренных статьями 22, 67 (форма трудового договора), 68 (оформление приема на работу), 136 (порядок, место и сроки выплаты заработной платы) ТК РФ, истребования документов, касающихся приема и оформления на работу, начисления и выплаты заработной платы, проведения СОУТ, обеспечения СИЗ. Фактически в рамках этой проверки инспектором были истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, и оценены даже те обязательные требования, которые не отражены в решении о проведении проверки и о нарушении которых не указано в коллективном обращении работников.
Суд согласился с доводами прокуратуры и привлек инспектора ГИТ к ответственности (в виде предупреждения). Верховный Суд РФ отменять наказание не стал (Постановление Верховного Суда РФ от 5 августа 2024 г. № 51-АД24-7-К8).