Актуально
Ср. Ноя 6th, 2024

Как «цифровые кафедры» помогают экономике обрастать IТ-кадрами

Отраслевые специалисты с цифровыми компетенциями сегодня востребованы и в бизнесе, и в государственном секторе
Фото: mgimo.ru
Фото: mgimo.ru

«Цифровые кафедры» открылись в 2022 году в ответ на возросший запрос работодателей на кадры с информационно-технологическими компетенциями. По данным АНО «Цифровая экономика», «цифровые кафедры» вузов ускоряют подготовку кадров для развития рынка отечественного ПО и высокотехнологичных отраслей экономики и способны обеспечить подготовку достаточного количества специалистов в области информационной безопасности, а также содействовать технологическому лидерству России на зарубежных рынках. Это служит приоритетом национального проекта «Цифровая экономика», по которому обучение на проекте для студентов бесплатное.

В период 2022–2023 годов более 280 тыс. студентов самых разных специальностей — инженерных, медицинских, управленческих, творческих — уже получили возможность пройти дополнительную IТ-подготовку. В новом учебном году еще почти 175 тыс. человек будут зачислены на «цифровые кафедры» в 106 вузах России.

«Профессия айтишника на пике популярности, поэтому сегодня принципиальной задачей становится не погоня за количеством IТ-кадров, а их качество, — подчеркивает генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. — И эту задачу также можно эффективно решать через «цифровые кафедры» в тесном партнерстве бизнеса и государства».

Студенты «цифровых кафедр» получают дополнительную IТ-квалификацию параллельно с изучением основной программы высшего образования. Те из них, кто уже проходит обучение цифровым технологиям, углубляют свои навыки в различных областях компетенций. В списке — более 20 сфер, среди которых большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект, квантовые технологии, кибербезопасность, разработка игр и мобильных приложений, а также другие темы.

При этом студенты отраслевых специальностей изучают, как применять IТ в науке и производстве, современном образовании, стоматологии, управлении транспортным движением и других отраслях.

«В настоящих экономических условиях работодателю важно получать профессиональные кадры, максимально подготовленные для работы на его предприятии, оборудовании и программном обеспечении», — говорит директор Института дополнительного образования университета «Иннополис» Мария Образцова.

В университете «Иннополис» поясняют, что делать, если «цифровой кафедры» при вузе нет. С запуска проекта действует система, согласно которой университет может объединиться в консорциум с вузом, где такая кафедра есть, и направлять своих студентов на обучение туда. «Такой вид партнерства не создает трудностей, ведь часть программ на «цифровой кафедре» реализуются в онлайн-формате, — уточняет Образцова. — Важно понимать, что на «цифровых кафедрах» готовят в большей степени отраслевых специалистов с IТ-компетенциями. Узкоспециализированные IТ-специалисты составляют около четверти от всех выпускников».

В тесной связке с работодателем

Сам работодатель активно участвует в процессе. Так, в Севастопольском государственном университете отмечают, что при разработке программ вуз ориентировался на кадровые запросы региона, а цель запуска «цифровых кафедр» — обеспечение приоритетных отраслей экономики Крыма сотрудниками, обладающими цифровыми компетенциями.

«Наши IТ и промышленные партнеры сначала с определенной долей скепсиса отнеслись к проекту, особенно в части обучения студентов не IТ-направлений цифровым технологиям и программированию», — говорит руководитель «цифровой кафедры» Севастопольского госуниверситета Виктория Шевченко.

Первый же год обучения показал, что студенты справляются и готовят интересные прикладные проекты. За время реализации «цифровой кафедры» количество обучающихся и программ выросло вдвое, а число индустриальных партнеров — в четыре раза. Этой осенью вуз планирует зачислить на кафедру более 2 тыс. студентов, для которых готовят 20 программ в партнерстве с 20 компаниями.

В Московском политехе наладили успешное сотрудничество с компанией «1С», сотрудники которой реализуют абсолютное большинство дисциплин в профильных направлениях подготовки.

«Все наши программы разрабатываются исключительно под запрос индустрии, совместно с индустрией, и по части образовательных программ преподавателей из индустрии привлечено значительно больше, чем вузовских», — говорит руководитель проекта «Цифровые кафедры» Московского политеха Денис Воронин.

В этом году вуз подал на экспертизу 13 новых образовательных программ, в том числе по направлениям цифрового маркетинга и PR в медиаиндустрии. «Вследствие расширения количества образовательных программ у нас значительно возросло количество партнеров из отрасли, привлеченных к их разработке и реализации», — комментирует эксперт.

Проблем с привлечением работодателей к практической части подготовки студентов не видят и в РЭУ имени Г.В. Плеханова. Вуз располагает собственной сетью технологических партнеров и баз практик, а индустриальными партнерами программ выступают «1С», «Ростелеком», МТС-банк, GreenData, Loginom и другие компании.

«Программы подготовки студентов в рамках «цифровых кафедр» позволяют университету вывести на рынок труда специалистов по актуальным направлениям, профессионалов, обладающих дополнительными IТ-компетенциями, которые необходимы для эффективного решения профессиональных задач, что полностью соответствует потребностям бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне», — подчеркивает ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов.

Матрица компетенций

Комплексную оценку цифровых компетенций студенты «цифровых кафедр» проходят на онлайн-платформе Ассесмент-центра университета «Иннополис»: выполняют тесты и кейсовые задания.

«Матрица компетенций — это инструмент для оценки профессиональных навыков, где прописаны актуальные компетенции и шкала уровня их сформированности — от минимального до экспертного», — поясняет Мария Образцова. Также матрица служит ориентиром для вузов при разработке образовательных программ для «цифровых кафедр»: достаточно выбрать от двух до пяти уже готовых компетенций и при участии IТ-практиков, экспертов из отраслей разработать дизайн новой программы и контент. «Нашу матрицу мы обновляем буквально ежедневно, добавляя в нее новые компетенции и инструменты оценки», — добавляет Мария Образцова. В постоянной актуализации матрицы компетенций помогают эксперты из индустрии и специализированные центры университета «Иннополис».

К преподавателям «цифровых кафедр» предъявляются требования федеральных профильных ведомств, которые вуз обязан соблюдать. Для практиков одно из главных условий к профессиональному опыту — наличие двух лет подтвержденного стажа в IТ-сфере или в отрасли цифровой экономики, полученного не более четырех лет назад, отмечают в университете «Иннополис».

Для формирования лучших практик в России второй год проводится Марафон «цифровых кафедр», объединяющий преподавателей всех вузов — участников проекта. Они делятся опытом обучения и презентуют студенческие IТ-проекты, получившие позитивную оценку от представителей индустрии. На очных площадках марафона уже выступили 600 представителей университетов и 40 экспертов из бизнеса, а онлайн-трансляцию посмотрели 300 тыс. человек. «Марафон «цифровых кафедр» каждый год показывает, что в регионах есть IТ-компании и предприятия, нацеленные на активную цифровизацию», — говорит Мария Образцова.

Задача бизнеса как проектное задание

В интересах индустриальных партнеров студенты «цифровых кафедр» разрабатывают и защищают практический проект. «Проекты, выполненные студентами «цифровых кафедр» Плехановского университета, ориентированы на практические проблемы современной экономики, в том числе для региональных и муниципальных учреждений, организаций туристического бизнеса, сферы оказания услуг, медиасферы», — рассказывает ректор РЭУ Иван Лобанов.

«Наиболее яркими получаются проекты, которые студенты Московского политеха делают на стыке со своими основными образовательными программами», — добавляет Денис Воронин. Среди прочих он выделяет проект «Цифровой технологический архив», реализованный студентом «цифровой кафедры» для «Газпрома». Под запрос других компаний были реализованы и другие проекты — «Поиск по заданным критериям или технологиям», «Прогнозирование числа просмотров объявлений», «Каталогизация технологических свойств материалов для производства авиадвигателей», «Расчет аннуитетных платежей», «Прогнозирование оттока клиентов интернет-магазина», «Прогноз цен на подержанные автомобили», «Расчет доходности вкладов».

Несколько проектов Севастопольского университета связаны с искусственным интеллектом. Так, студенты «цифровой кафедры» разработали веб-сервис для прогнозирования осадков. Он представляет собой модель сверхточной нейронной сети, способной классифицировать изображения небосвода на две категории: «хорошая погода» и «плохая погода».

Кроме того, в 2024 году студенты «цифровой кафедры» начали комплексный проект «Цифровые двойники Севастополя». Это оцифровка достопримечательностей города и всего Крыма. По доступной информации и фотографиям памятника определяются его габариты, составные части и их соотношение. После этого в CAD-системе моделируется объект и накладывается текстура. В рамках этого проекта уже реализована цифровая модель архитектурного символа Севастополя — Памятника затопленным кораблям.

Путевка в бизнес

По словам Дениса Воронина, говорить про выстроенную систему рекрутмента пока рано, но выпускники «цифровых кафедр» будут иметь значительно больше возможностей для трудоустройства в IТ и смежных областях. «Создана база данных обучающихся для передачи уже в этом учебном году нашим партнерам, которых у университета более 750. Также в Московском политехе обязательной учебной дисциплиной является «Проектная деятельность», в ходе которой студенты выполняют проекты, основными заказчиками которых выступает индустрия. База данных будет передана этим компаниям для отбора студентов на проекты и будет полезна компаниям и при рекрутменте», — отметил он.

Виктория Шевченко, в свою очередь, подчеркивает, что география мест практики достаточно обширная: студенты успешно проходили стажировки на предприятиях Севастополя, Симферополя, Москвы и Санкт-Петербурга.

Дополнительные IТ-компетенции, приобретенные студентами во время обучения на «цифровой кафедре», открывают перспективы карьерного роста и повышают ценность на рынке труда, уверены в РЭУ.

«Ребят информируют о дополнительных возможностях и преимуществах, ведь обучение на «цифровой кафедре» дает возможность получения диплома о профессиональной переподготовке, и это служит хорошей мотивацией», — говорит ректор РЭУ Иван Лобанов.

Выпускники «цифровой кафедры» университета не только выбирают базы практик как место потенциальной работы, но и организуют собственный бизнес. Кроме того, многие студенты старших курсов принимаются на работу по итогу прохождения преддипломной практики или уже трудоустроены, уточняет эксперт.

Источник РБК

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *