В центре Хабаровска, на площади Ленина, возвели большую сцену и двумя могучими экранами. Чуть поодаль проходили уроки рисования, были выставлены мольберты, вдоволь оказалось кистей, красок, других средств рисования. Проходили уроки танцев от хореографов, образовательные мастер-классы, пели барды, читали свои скиты рэперы, а позднее уже Николай Расторгуев дирижировал площадью, научив зрителей петь распевную песню “Конь” композитора Игоря Матвиенко и поэта Александра Шаганова в народных, фольклорных традициях так, что музыкантов у микрофонов уже почти не было слышно. Да, столичные звезды были очень кстати, тем более что столь далеко они прилетают уже не так часто. И многие зрители приходили на площадь именно ради них. Но наверняка с не меньшей радостью замечали и то, что “Арсеньев LIVE” – еще и смотр лучших ансамблей и творческих коллективов Хабаровского края – вокальных, детских, военных, танцевальных, фольклорных.
“Мы готовились к этому фестивалю весь год, проходили отборочный конкурс и рады здесь выступить. “Арсеньев LIVE” для нас как Олимпиада для спортсменов. Тысячи зрителей, группа “Любэ” на одной сцене рядом с нами. Может, это будет для нас дорожка к славе. На шоу “Голос” ведь нас всех не возьмут. А мы хотим стать звездами все вместе – рассказали участницы одного из русских народных ансамблей. И даже смутились, покраснев под цвет своих кокошников…
Для проведения этого фестиваля потребовались 2,5 тонны аппаратуры и более 15 тысяч видеокадров
А открыл фестиваль Духовой оркестр штаба ВВО. Ансамблей и оркестров – симфонических, этнических, джазовых – выступило немало. Спели и несколько детских хоров, из которых особенно запомнится “Тополёк”. Прилетел с сетом знаменитый оперный бас Сергей Севастьянов – лауреат Международных конкурсов, в том числе вокального, проводимого Фондом Елены Образцовой. А заслуженный артист России скрипач Граф Муржа (да, так его зовут) сыграл Чайковского, Паганини и Брамса с Хабаровским оркестром краевой филармонии.
Приехали и зарубежные гости: Айхунский национальный ансамбль песни и танца из Китая, Ансамбль классического индийского танца “Нритья Сабха”.
Такая пестрота стилей, жанров, форматов могла привести к тому, что зрители, не любящие, например, национальные танцы или детские хоры, могли заскучать и пойти к выходу… Но организаторы толково и точно свели всю эту разную музыку и непохожие друг на друга коллективы в единое музыкально-просветительское действо и потому от его сюжета, по сути, единого спектакля, было сложно оторваться.
Да и рассказчик, в роли которого выступил телеведущий, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич, объединял и вокальные, и музыкальные номера, и увлекательные лекции-истории. Одной из самой интересных, кстати, оказалась та, что прочитал Кирилл Жаданов, заведующий Музея-усадьбы Николая Рериха. А на видеоэкранах в то же время показывали фильмы об этом художнике и философе, демонстрировали его картины. Ну а блок о Булате Окуджаве открыл песней “Нам нужна одна победа” участник СВО Александр Шамин, а дальше – другие произведения поэта и барда, страницы из дневников, действие на видеоэкранах.
То есть снова соединение разных жанров. И продолжение кредо “Арсеньев LIVE” – быть не только фестивалем, но эмоциональной и зримой энциклопедией истории и культуры, приуроченной к юбилеям этого года (Окуджаве 9 мая могло бы исполниться 100 лет, Николаю Рериху 9 октября – 150. А в этом году 50 лет Байкало-Амурской магистрали…)
Прямая речь
Ева Самсонова, главный организатор “Арсеньев LIVE”:
– Нам было очень важно показать всему миру, что Россия – это нация победителей, а наш фестиваль транслирует традиционные ценности, которыми мы все живем: это семья, любовь и вера в свою страну. 2024-й – Год семьи, и люди приходили к нам семьями, а на сцене выступали артисты разных поколений. От маленьких детей 5-6 лет до легендарных строителей БАМа… И наш фестиваль, кстати, стал теперь международным!