Владелица швейного производства Надежда Абрамова развивает бизнес с 2017 года, но собственный бренд создала только полгода назад. Предпринимательница признается, что сама по себе разработка концепции, создание моделей и поиск подрядчиков – самый простой процесс во всей fashion-индустрии. Другое дело – сделать такой бизнес успешным и построить продажи.
– Рынок перенасыщен новыми брендами, 90 процентов из которых одинаковые. Можно бесконечно сравнивать, у какого производителя в составе одежды больше хлопка, но все эти ткани поставляются из Турции. На продвижение и получение узнаваемости требуются крупные вложения, которые начнут окупаться только через два-три года. Я запустила проект по продаже одежды мелким оптом стрит-ретейлу: шоурумам и бутикам, которые располагаются на улицах. Вложения в создание сайта и товара, внешний маркетинг, анализ конкурентов, сезонности и трендов составили около одного миллиона рублей. И на сегодняшний день полученный от проекта доход равен 12 тысячам рублей. Почему так получилось? Изначально были сделаны неверные шаги. Сперва следовало организовать продажи, а потом уже создавать сайт. И после этого производить товары на склад. Сейчас у нас лежит большое количество замороженных денег – это несезонный товар, который мы сможем реализовать уже только в следующем году, – говорит Надежда Абрамова.
Слова эксперта поддерживает владелица швейного цеха Зоя Никифорова. К ней на производство нередко приходят молодые люди с заказом на пошив пяти футболок. С этим ассортиментом начинающие бизнесмены собираются выходить на маркетплейсы. Но они не понимают, что для завоевания хороших позиций не обойтись без крупных финансовых вложений и маркетинговой стратегии.
– У нас был разный опыт работы с брендами. Одна компания вложила 40 миллионов рублей и закрылась. К нам также приходят мелкие предприниматели, которые заказывают по 100-200 футболок. Бизнес проваливается в первый же год, потому что люди не просчитали риски, спрос, развитие, рекламу. А одежда – одна из сложнейших ниш на рынке, – подчеркивает она.
Не меньшего инвестирования требует и другое направление, которое может выбрать швейный бизнес – производство мерча. На таких предприятиях под заказ изготавливается одежда с определенной символикой бренда – названием ресторана, компании, музыкальной группы и т. д. Эксперты разделяют направление на два сегмента, рассчитанных на массового и платежеспособного потребителя. Первый представляет из себя принт-студии, работающие с готовыми изделиями экономкласса, которые везут контейнерами из Киргизии и Узбекистана. Другой сегмент ориентирован на заказчиков, для которых важно соблюдение индивидуальных предпочтений: создание особого фасона, подбор цвета полотна, совместная разработка логотипа. И такой пошив на заказ априори не может стоить дешево.
Вместе с этим в отрасли наблюдается ряд барьеров, преодолевать которые порой нелегко даже окрепшим производителям. Несмотря на появившиеся в последние годы стимулы к импортозамещению, в российских швейных цехах все еще используется сырье из Турции. Дефицита тканей нет, но удорожание логистики увеличивает стоимость пошива. Растут затраты и на доставки от поставщиков по России.
– Раньше мы покупали ткань за 7,5 доллара, а теперь за 12,5 доллара. Отечественные ткани не используем, поскольку они практически не производятся, а существующее предложение оказывается на порядок хуже импортного, – констатирует Зоя Никифорова.
Сохраняется и проблема дефицита рабочий силы: производствам приходится функционировать в условиях нехватки закройщиков, портных и швей. Сложившаяся ситуация привела к тому, что порой швея может иметь заработную плату больше, чем владелец швейного цеха.
Эксперты также отмечают нехватку качественных арендных площадей в Петербурге. Доступные помещения располагаются в отдаленных районах города, что зачастую непривлекательно для потенциальных сотрудников, а дополнительные траты на развозку персонала малый предприниматель финансово обеспечить не способен.
– Мы держим помещение площадью 72 квадратных метра. Нам этого мало, поэтому мы находимся в поиске условий получше, но, увы, ничего нет. Имеющиеся предложения с арендой в 300 тысяч рублей в месяц мы не можем себе позволить, – говорит эксперт.
Некоторые цеха делают ставку на самозанятых работников, но такая практика имеет весомые недостатки, предупреждает Зоя Никифорова. Нужно постоянно перевозить необходимые для работы материалы из одной точки на другую, что выливается в дополнительные затраты на логистику.
Недавно многим производителям пришлось также пересмотреть систему каналов сбыта. После запрета ряда социальных сетей и перекрытия каналов таргетинговой рекламы многие представители рынка ощутили падение продаж. Предприниматели активно осваивают новые площадки для реализации, но эффективность их использования сильно зависит от ниши бизнеса.
– Наш сбыт перешел в сервисы объявлений. Также теперь бизнесу, который оказывает услуги индивидуального пошива, не обойтись без сайта, нужен хотя бы одностраничник. Но содержание собственного интернет-ресурса может быть затратно для малого предпринимателя, – говорит эксперт.
Предпринимательница также отмечает, что притянувшие львиную долю потребительского внимания маркетплейсы создают барьер для продаж индивидуальной одежды. У клиентов же стираются грани того, какие товары возможно и невозможно приобрести на платформе электронной коммерции.