По сюжету две подруги Ингрид (Джулианна Мур) и Марта (Тильда Суинтон) вместе работали в нью-йоркском журнале, потом жизнь их развела: Ингрид стала известной писательницей, Марта — военным корреспондентом. Спустя много лет они снова встретились при трагических обстоятельствах: Марта неизлечимо больна, у нее рак в терминальной стадии, Ингрид самоотверженно пытается ей помочь. В фильме много говорят о близкой смерти. Марта устала ее страшиться и относится к своей судьбе философски, ей нужен только близкий человек, который поможет ей скрасить последний месяц жизни — тема эвтаназии висит в воздухе. Хотя, отмечает пресса, парадоксальным образом именно способность прямо смотреть в глаза смерти придает мрачному по идее фильму жизнеутверждающую силу — Альмодовар выполняет свое обещание сделать фильм о счастье каждого ускользающего мгновения жизни — «о радости просыпаться под пение птиц в роскошном доме в природном заповеднике Новой Англии». На премьере зал аплодировал фильму 17 минут, удостоив его самых долгих стоячих оваций этого года.
Гран-при жюри присужден драме итальянки Миуры Дельперо Vermiglio (у нас — «Горная невеста»), истории о молодом дезертире с фронтов Второй мировой войны, который вторгся в налаженный круг жизни большого семейства, коротающего дни в мирных горах Тироля.
Лучшим режиссером признан Брэди Корбет. Его «Бруталист» — повесть о пережившем Холокост венгерском архитекторе (Эдриан Броуди), который пытается заново построить жизнь в Америке и бедствует, пока промышленник Ван Бюрен не заключит с ним контракт, чтобы построить «здание будущего». Фильм о крушении «американской мечты» навеян судьбой матери режиссера, уехавшей после венгерских событий в США и тоже начинавшей жизнь с нуля. Для Корбета этот приз — событие принципиально важное: фестиваль оказал поддержку отчаянно смелому эксперименту 36-летнего режиссера из британских независимых, который отдал этой работе семь лет жизни, снял огромный 215-минутный фильм на практически вышедшую из употребления 70-мм пленку — и победил.
Примером обязательного на любом фестивале шокового зрелища стала Babygirl с Николь Кидман в роли преуспевающей генеральной директрисы, которая крутит садомазо-секс со стажером много моложе ее (Харрис Дикинсон). Это история о зависимости вынужденного секса от власть имущих, потерявших чувство меры и самоконтроль. Голландский режиссер Халина Рейн, известная по суперплотскому комедийному триллеру «Тела, тела, тела», на этот раз оттянулась на эротическом натурализме с участием одной из легендарнейших звезд. За смелость сыграть такую роль Николь Кидман получила «Кубок Вольпи».
Приз за мужскую роль достался французскому актеру Венсану Линдону за фильм «Тихий сын». Это драма политического раскола в семье: Линдон играет Пьера, отца двух сыновей, один из которых стал активным членом крайне правых экстремистских группировок. Пьер этим фактом убит, отцовские чувства в нем борются с ненавистью к идеологии, которую исповедует любимый сын, и он готов от него отречься…
На реальной истории основана драма бразильского режиссера Уолтера Саллеса «Я все еще здесь». Ее действие протекает в начале 1970-х, когда страной правила военная диктатура. В ухоженный дом архитектора Пайва вламываются суровые люди с оружием и уводят отца большого семейства в неизвестность, откуда он не вернется. И пойдет история поисков пропавшего мужа его женой Юнис, которой попутно придется поддерживать домашний очаг с пятью детьми. Фернанду Торрес в этой роли многие считали верной претенденткой на «Кубок Вольпи» — фестивальную награду за лучшую роль. Но приз получили сценаристы фильма Мурильо Хаузер и Хейтор Лорега.
Многие критики считали главным претендентом на «Золотого льва» «Апрель» грузинки Деи Кулумбегашвили, чей дебют «Начало» получил три премии в Сан-Себастьяне и привлек к этому имени общий интерес. Они ошиблись: рефери отдали картине Специальный приз жюри. В роли акушерки-гинеколога Нины, кочующей по глубинке, оказывая не всегда легальную помощь страждущим женщинам, звезда ее первого фильма Ия Сухиташвили. Нина только что пережила трагедию: на ее руках умер новорожденный младенец, и она мучается сознанием роковой профессиональной ошибки.
«Фильм Кулумбегашвили сочетает суровый реализм в духе румынской «новой волны» (длинные кадры, неявная социальная критика, гипернатуралистичные эпизоды) с фантастическим элементом, который может быть проекцией беспокойного ума Нины», — отмечает автор Hollywood Reporter. «Это бескомпромиссная, глубоко прочувствованная панорама женских идентичностей, фобий и желаний под гнетом традиционного патриархата, а иногда о жестокости самой природы, — пишет Variety. — «Апрель» умудряется быть одновременно как созданием жестко контролируемой формы, так и высвобождаемого человеческого чувства, как жесткого реализма, так и сюрреалистических видений. Возможно, это самое вызывающее заявление о намерениях режиссера в конкурсе этого года».
Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру достался Полю Киршеру, сыгравшему во французском фильме по роману Николя Матье «И дети после них» 14-летнего Энтони, переживающего лето своей первой любви, которое станет началом испытаний на мужество и способность выживать в депрессивном рабочем городке 90-х.
Венецианский кинофестиваль (Мостру) считают началом премиальной кампании «Оскар»: почти все его фавориты становятся если не лауреатами, то уж точно номинантами Академический премий. Но, судя по необычно вялой реакции прессы и публики, Мостра этого года, совсем как каналы Венеции, протекала ровно, без громких всплесков. Больших открытий не сделала, но фестиваль в том не виноват — он объективно отражает анемию, поразившую мировое кино. Оно буксует, и если движется вперед, то лишь в техническом оснащении. И вторая особенность нынешней Мостры: после долгого сопротивления она впервые так ясно зафиксировала победу в кино феминизма: и в эмоциональном строе программы, и в тематической палитре, и в жюри доминировали женщины, женские судьбы, женский ракурс взгляда. Хорошо это или плохо — покажет время.