Федеральная система ДЭГ, которая применяется в 25 регионах России, сработала в первый день голосования без сбоев, жалоб на нарушения также не зафиксировано, сообщил глава ТИК ДЭГ Олег Артамонов на завершающем первый день голосования брифинге в ОП РФ. Тогда же в ОП прошла процедура запечатывания цифрового сейф-пакета онлайн-голосования. Сейф-пакет будет под круглосуточным наблюдением вплоть до окончания выборов и подведения их итогов.
Данные под защитой
Как сообщил в ходе процедуры информатик, программист, основатель Algorithmica.org Сергей Слотин, система позволяет выгрузить всю базу данных
«Мы используем два набора флешек, где будет у нас вся информация, связанная с дистанционным электронным голосованием за этот день. Это такой скрипт, который выгружает все, что есть в системе», — пояснил он.
Данные записаны на флешках на двух языках: одна на языке Python, другая на C# (си шарп).
«Мы запечатали 2 пакета. И сейчас мы в этот сейф, который круглосуточно под наблюдением, это переносим. Так мы будем делать каждый день голосования. В последний день, как мы это всегда делаем, мы будем соединять эти данные и проверять их соответствие тому, что находится в блокчейне на данный момент за все три дня. Таким образом у нас будет возможность сказать однозначно, вносились или нет какие-либо модификации и изменения», — пояснил руководитель рабочей группы ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
Ситуации с наблюдателями
В свою очередь Артамонов напомнил, что в 2020 году, когда впервые широко применялось дистанционное электронное голосование, многие его оппоненты обвиняли организаторов в подмене голосов.
«Наверняка вы бюллетени приняли, а потом, перед тем, как подсчитать голоса, все втихую там в ночи подменили и подсчитали все, что захотели — так говорили оппоненты ДЭГ. Поэтому была предложена идея цифрового сейф-пакета — сохранять в дни голосования все голоса, все зашифрованные бюллетени, и после подведения итогов проверять, что копия соответствует оригиналу в блокчейне, что ничего не было подменено. Где те критики — той критики уже давно нет, уже нет никаких сомнений, что никакой подмены не происходит. Но процедуру мы все равно проводим, и она по-прежнему важна. Здесь мы можем поблагодарить наших оппонентов, что они поспособствовали внедрению и реализации такой вот правильной процедуры», — отметил он.
Артамонов рассказал о курьезном случае с наблюдателем.
«У нас был оригинальный курьез — один из наблюдателей обратился к нам с требованием остановить выборы президента РФ. Выяснилось, что он зашел в интерфейс наблюдателя, а там есть такая функция — когда человек наблюдает за большим количеством голосований, он может поставить их в „Избранное“. Вот он на президентских выборах голосование за президента добавил в „Избранное“. Оно было одним. Сегодня он зашел туда и увидел, что у него в избранном есть голосование за президента РФ. Решил, что раз оно там присутствует в виде архивных данных, это значит, что оно идет, написал к нам обращение с требованием немедленно его остановить», — рассказал глава ТИК ДЭГ.
Серьёзных жалоб не зафиксировано
Между тем серьезных жалоб на нарушения в ходе электронного голосования зафиксировано не было.
«На данный момент по итогам практически завершающегося первого дня голосования сбоев зафиксировано не было, каких-то серьезных жалоб зафиксировано не было», — сказал Артамонов.
Он отметил, что в основном поступают обращения от граждан по техническим проблемам, на которые отвечает служба поддержки горячей линии.
«Это обращения по сопоставлению данных, это обращения по исключению из списков граждан, которые подали заявку на ДЭГ, но потом решили проголосовать досрочно. Обычная текущая работа избирательной комиссии без эксцессов и инцидентов», — сообщил Артамонов.
Уровень внешнего воздействия на систему ДЭГ также не вызывает серьезного беспокойства. По словам Артамонова, для злоумышленников текущая избирательная кампания не столь интересна, как крупные федеральные выборы, например, прошедшая в марте президентская кампания. Однако можно наблюдать «фоновый уровень атак, попыток воздействия на систему».
Москва голосует на собственной платформе ДЭГ.
<!–Расположение: –>