Политическую ситуацию, что сложилась во Франции после проигранных Эмманюэлем Макроном и его командой досрочных парламентских выборов и отставки правительства Габриэля Атталя, в Париже называли «тупиковой». И по вполне понятной причине: на 51 день страна оказалась без «легитимного» премьер-министра и, казалось, что так еще продлится долго.
И тем не менее, ко всеобщему удивлению, в четверг Елисейский дворец объявил о назначении Барнье. Как получилось, что этот консерватор из правой партии «Республиканцы» в отличие от целого ряда претендентов, с которыми глава Пятой республики в последние дни проводил консультации на предмет формирования правительства, получил президентский «мандат на правление»? Ведь Макрон еще раньше заявил о намерении создать такой кабмин, который не был бы блокирован в течение 48 часов в Национальном собрании. А такая перспектива была более чем реальной в условиях, когда ни у одного и трех блоков в парламенте — левого «Нового народного фронта», макроновского «Вместе с республикой» и правого «Национального объединения» — нет большинства. Причем для хозяина Елисейского дворца была неприемлема любая кандидатура из лагеря левых, даже такая толерантная, как беспартийная экономист Люси Касте. Те же в свою очередь выступали против практически всех выдвиженцев от центристов, не говоря уже о явных сторонниках самого Макрона.
Левые обвиняют Эмманюэля Макрона в сговоре с Марин Ле Пен
В этих условиях Марин Ле Пен и ее многочисленная фракция в Национальном собрании, а это 142 депутатских мандата, оказались в роли арбитра, от которого зависит, быть или не быть тому или иному кабинету министров. На этом-то и решил сыграть французский лидер, попытавшись, как здесь пишут, заручиться по крайней мере нейтралитетом лепенистов в том случае, если левые объявят вотум недоверия правительству во главе с его избранником. Такой фигурой и является Мишель Барнье. Судя по всему, о нем шла речь, когда Макрон в эти дни контактировал с харизматичной блондинкой. Если ее высказывания по этому поводу не попали в прессу, то ряд соратников, в том числе депутат от «Национального объединения» Себастьян Шеню, дали понять, что, мол, Барнье не вызывает особого энтузиазма, но вполне «адекватный». Не исключено, что были также достигнуты некие договоренности, что могут позволить партии Марин Ле Пен укрепить свой авторитет в стране.
И действительно, если левые, а у них в Национальном собрании 193 мандата, решат отправить в отставку Мишеля Барнье, то при нейтралитете лепеновцев им этого, скорее всего, не удастся сделать хотя потому, что у макроновского блока и партии «Республиканцы» в общей сложности 234 мандата.
Левые в бешенстве. Как написала в соцсети парламентарий от партии «Неподчинившаяся Франция» Клеманс Гетте, «макронисты вступили в альянс с Марин Ле Пен, и это невероятный поворот в истории страны». В свою очередь лидер «зеленых» Марин Тонделье считает, что «теперь мы знаем, кто решает, — это Марин Ле Пен».
Все партии, входящие в «Новый народный фронт», призвали французов провести протесты по всей стране 7 сентября.