Актуально
Пт. Ноя 15th, 2024

Лихачева напомнила о функции музеев не «только развлекать за прайс»

Глава ГМИИ им. А.С. Пушкина заявила, что у музеев больше функций, чем просто зарабатывание денег, и ставить их в зависимость от доходов нельзя. Она также пожаловалась на усложняющие коммерческую деятельность приказы

Музеи нельзя ставить в зависимость от заработка, поскольку у них «гораздо больше функций». С такой позицией на сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) выступила глава Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачева, передает корреспондент РБК.

Музей — это гораздо более «серьезная институция, чем развлечение публики за какой-то прайс», рассуждает Лихачева. «Вот вы нам немножко заплатили, мы вас немножко развлекли». Несмотря на то, что у музеев существует «масса способов зарабатывать», получение доходов отрасли во многом сдерживается регулированием со стороны властей, продолжает глава Пушкинского музея.

Пушкинский музей приобрел картину учителя Рубенса «Поклонение волхвов»

Картина «Поклонение волхвов» художника Отто ван Вена

«Количество всевозможных ведомственных приказов, осложняющих мне жизнь с точки зрения зарабатывания денег, настолько велико, что мне проще не зарабатывать их вовсе, — объясняет Лихачева. — Пример. Я как директор музея могу произвести какую-то продукцию, заказать ее производителю. Она будет вполне себе креативная. Пуговицы, правда, будут китайские, а так вообще очень креативно и очень пророссийски. Но сдать ее на комиссию я не могу».

Сложности со сдачей на комиссию (речь идет о вознаграждении музея, например, за разработку продукции или креатив) возникают из-за формальностей процедуры, продолжает Лихачева. «Например, ко мне обращается контрагент, РЖД, и говорит: «А сделайте мне, пожалуйста раскраски для детей. Мы готовы взять на комиссию их в количестве 1-15 тыс. штук». Но чтобы сдать продукцию на комиссию, музей должен провести конкурс, после этого отгрузить победителю этого конкурса товар. Победитель конкурса должен его выкупить и, перевести музею всю стоимость, а тот, в свою очередь, заплатить ему вознаграждение. «Я не знаю, какой человек это придумал, но явно далекий от эффективности в принципе. Ладно бы я это делала на государевы деньги. Мы же это делаем на свои, на те деньги, которые музей зарабатывает».

Глава Эрмитажа — об уходах директоров музеев и передаче ценностей церкви

Общество

При этом зарабатывать имеет возможность не каждый музей, продолжает Лихачева. «Мне хорошо: я сижу на Волхонке, у меня есть марка, бренд, очень многие люди готовы иметь с нами дело, потому что мы ГМИИ им. А.С. Пушкина, — говорит она. — А что делать маленькому краеведческому музею в каком-нибудь крупном старообрядческом селе где-нибудь в Бурятии?»

В качестве примера Лихачева привела село Холуй в Ивановской области, где существует производство шкатулок. «У них потрясающий музей с очень хорошей коллекцией, — рассуждает она. — Там есть какой-то сувенирный магазин. Проезжает полтора автобуса туристов в неделю. На чем им зарабатывать? Насколько производство шкатулок в Холуе считается креативной экономикой? Их как поддерживать?»

Установление зависимости музеев от их заработка приведет к их исчезновению, считает Лихачева. В случае с региональными музеями это может привести и к исчезновению целых сел, в которых они находятся. «Это все очень радостно — про поддержку, про кластеры, про креативность, — утверждает глава ГМИИ им. Пушкина. — Но очень важно соотносить реальность».

РБК направил запрос в пресс-службу Минкультуры.

Источник РБК

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *