Украинские власти просчитались с вторжением в Курскую область. Россия не только не перебросила туда свои войска с других направлений, но и усилила давление. Несмотря на военные успехи, Москва открыта для переговоров, подчеркнул президент РФ Владимир Путин на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке 5 сентября. Aif.ru приводит его самые главные заявления.
Об атаке Украины на Курскую область
«Прежде всего мы должны думать о людях, которые страдают от этих терактов. Священный долг Вооруженных сил — выбросить противника с территории России и защитить граждан».
«Цель противника — заставить нас нервничать, суетиться, перебрасывать войска и остановить наше наступление на ключевых направлениях, прежде всего в Донбассе. Еще одна из задач противника — посеять панику, раскачать внутриполитическую ситуацию, посеять неуверенность. А это привело к консолидации общества, как всегда бывает в России. Об том говорит то количество людей, которое подписывает контракты с Вооруженными силами РФ».
«Не получилось у противника ничего. Наши Вооруженные силы стабилизировали ситуацию и выдавливают противника с приграничных территорий. Никаких действий по сдерживанию нашего наступления не происходит. Наоборот, перебросив в приграничные районы свои большие и неплохо подготовленные подразделения, противник ослабил себя на ключевых направлениях, а наши войска ускорили наступательные операции».
«Давно не было таких территориальных приобретений. Они уже исчисляются квадратными километрами».
«Противник несет очень большие потери. И в живой силе, и в технике. Это чревато разрушением фронта на наиболее важным направлениях, а потери могу привести просто к утрате боеспособности всех ВСУ, чего мы и добиваемся».
«Генштаб и Минобороны ежедневно несколько раз в сутки докладывает мне о ситуации».
Об ударах ВСУ по Курской и Запорожской АЭС
«Это очень опасные теракты. Можно только представить, что будет со всей частью этой Европы, если мы будем отвечать зеркально».
О перспективах мира
«Мы достигли практически всех параметров возможного мирного соглашения с киевским правительством, обо всем договорились. Руководитель переговорной делегации, а он до сих пор возглавляет фракцию правящей партии в Раде [“Слуга народа” Давид Арахамия — прим. ред.] завизировал эти договоренности. Да, надо было кое-что доработать. Но виза-то стоит. Это документ. Потом приехал [в Киев на тот момент премьер Великобритании — прим. ред.] Борис Джонсон, британские власти это не отрицают, дал указание продолжать воевать и добиваться стратегического поражения России Этого не получается».
«Украинские власти говорят, что если бы не слушали хозяев из других стран, война был уже прекратилась. И вот результат».
«Мы никогда не отказывались от переговоров. Но не на основе эфемерных требования, а на основе документов, которые были согласованы и парафированы [предварительно подписаны — прим. ред.] в Стамбуле».
О стране-посреднике на возможных мирных переговорах
«Мы с уважением относимся к друзьям и партнёрам, которые искренне заинтересованы в разрешении конфликта — Китай, Бразилия, Индия. Я в постоянном контакте с коллегами. Нет сомнений, что они искренне стремятся разобраться во всех деталях процесса, который начался с госпереворота на Украине в 2014 году».
«Нам постоянно говорят о правах человека, международном праве. А что это такое — кровавый антиконституционный переворот? Это привело к тому, что часть населения страны не согласилась с переворотом, начала бороться за свои права, это все вылилось в конфликт. Но это предпочитают не замечать».
«Мы продолжим защищать свои интересы и интересы людей, которые нам близки, являются носителями русского языка и русской культуры».
О доверии Киеву в случае новых переговоров
«Мы понимаем, с кем имеем дело. Люди, которые не ценят, без всякого уважения относятся к интересам других стран и народов. Они легко нарушают обязательства, даже подписанные документы. Надо искать такие формы и гарантии, которые бы хоть как-то работали. Но главная гарантия безопасности — это рост экономики и военного потенциала самой России, надежные стабильные отношения с партнерами и союзниками».
«Нам удалось договориться в Стамбуле — в этом весь фокус. Об этом говорит подпись главы украинской делегации. А значит в целом Украину условия устроили. И не вступили в силу, потому что им не дали это сделать. Возникло желание элит США и Европы добиться стратегического поражения России. Они думали, что воспользуются паузой и вот-вот добьются стратегических целей, к которым стремились столетия».
«У меня иногда впечатление, что руководители Украины — инопланетяне или иностранцы. Такие колоссальные потери. Что они будут дальше делать, я не знаю. Придется понижать призывной возраст, детей призывать, как в гитлеровской Германии. Полностью обескровят страну. Ощущение, что это не их народ. Родственники правящей элиты проживают за границей. Сели на самолет — и нет их. Людей дурачат, прикрываются националистическими лозунгами».
«Если возникнет желание вести переговоры — мы не отказываемся, но на основе Стамбульских соглашений».
О задержании Павла Дурова во Франции
«Я один раз встречался с Дуровым в Москве много лет назад. Я с бизнесом регулярно встречаюсь. Он в Кремле рассказывал о планах развития бизнеса. С тех пор не виделись и не поддерживали контактов. Я даже не знал, что он был в Баку [во время недавнего визита Путина — прим. ред.]. Если есть желание, я никогда не отказываюсь, мы регулярно проводим встречи и в рамках объединений предпринимателей и индивидуально, рассматривая проекты, если у бизнеса есть потребность в гарантиях со стороны государства. И я, и правительство, мы не отгораживаемся от бизнеса. Если бы у него было желание, он мог бы со мной встретиться в Москве».
«Я думал, что он и живет-то в Москве. Люди мира, миллиардеры могут себе позволить жить, где угодно. У нас к нему претензий не было. Но со стороны многих стран претензии были, потому что платформа используется какими-то людьми и структурами, которые могут наносить ущерб экономке или безопасности государств. Думаю, у правительства России тоже могли быть к нему вопросы».
«Но этим грешат все подобные платформы. Если с Дуровым так поступают, то и других надо арестовывать. Само по себе действие властей Франции мне не очень понятно, потому что носит избирательный характер».
О выборах президента США
«Мы давно не созваниваемся с представителями некоторых стран Европы и США. Это они ограничивают контакты, мы не отказывались. Хотя по разным каналам, прежде всего МИД, удается обмениваться информацией. Что касается выборов, у нас фаворитом был Байден. Его сняли с гонки, но он рекомендовал всем сторонникам поддержать [своего первого зама Камалу — прим. ред.] Харрис. Мы тоже так сделаем, ее поддержим. Она так выразительно и заразительно смеется, что это говорит, что у нее все хорошо. [Экс-президент Дональд — прим. ред.] Трамп ввел столько всяких санкций против России, сколько до него ни один президент не вводил. Если у Харрис все хорошо, может она воздержится от таких действий. В конечном итоге выбор за американским народом, и мы с уважением отнесемся к этому выбору».
О дедолларизации
«Мы не проводим политику дедолларизации, не отказывались от расчетов в долларах. Нам отказали, и мы вынуждены были искать другие возможности. Главное — валюта той или иной страны отражает экономическую мощь державы. И чем она больше эта экономика, тем больше у нее партнеров, тем более востребована национальная валюта в расчетах. Это естественное дело».
«После Второй мировой войны, США удачно воспользовались ситуацией и создали единую мировую валюту — доллар. Это зависит от объема мощи экономики станы. А сейчас ситуация в мировой экономике меняется. Уже сегодня Глобальный Юг — это более 50% мирового глобального ВВП. А страны БРИКС — примерно треть глобальной экономики в мире. И естественным образом меняются приоритеты в использовании валют».
«Мы с партнерами по БРИКС используем во взаимных расчетах на 65% национальные валюты. Это естественный процесс. Но власти США этот процесс своими глупыми и непрофессиональными действиями подталкивают. Думаю, они понимают, что ошиблись, но не могут признать. А надо бы уже что-то скорректировать. Не работают инструменты, которые они применяют. Видимо, это могут сделать люди, которые придут на смену нынешней генерации политиков».
«Запад рассчитывал, что у нас все рухнет, поэтому отказали в долларовом обслуживании. Но тенденции очевидны — они только подталкивают эти процессы. На сегодня китайская экономика по паритету покупательской способности — первая в мире. Да, американская мощная, но объем экономики КНР больше. И разрыв постоянно увеличивается из года в год. С ним связано использование юаня в международных расчетах. На третьем месте Индия. Россия занимает уже четвертое место в мире. Мы обогнали Германию, а недавно обогнали Японию. Да, у них много преимуществ в структуре экономики, высокотехнологичном секторе. Но объем экономики имеет значение, позволяет вкладывать ресурсы в наиболее перспективные сферы».
Об обмене заключенными
«Мы всегда равным образом относимся ко всем гражданам РФ, которые нуждаются в помощи государства. В состоявшихся обменах многие страны приняли участие. Например, по журналисту США, вернее, который работал “под крышей” журналиста, выполнял явно разведывательные миссии, на первом этапе активно участвовал наследный принц Саудовской Аравии, за что мы ему благодарны. Потому что это привело к возвращению на родину наших граждан. Президент Турции Эрдоган предоставил площадку для обмена. Ряд других стран, арабские государства проявили добрую волю. В интересах всех, кто участвовал в процессе, добились позитивных результатов. Главное — возвращение наших граждан, которые выполняли различные миссии за границей».
Об отказе Украины продлевать контракт на прокачку газа в Европу
«Мы не отказываемся от транзита газа через Украину. Потому что Газпром намерен исполнять все обязательства перед клиентами по долгосрочным контрактам. Одной из обязательных составляющих является транзит. Контракт заканчивается 31 декабря. Если Украина отказывается от транзита, мы не можем заставить. А наши основные потребители в Европе не хотят этого делать. Оказывают всестороннюю помощь — и военную и финансовую Украине».
«Раз Украина отказалась, то объемы через Украину сократятся. Пойдем по другим маршрутам — через Турцию. И будем помогать энергетической стабильности в Европе. Не знаю, как охарактеризовать их отношение к союзникам и партнерам, для меня непонятно. Взяли взорвали газопровод “Северный поток-1” и одну нитку “Северного потока-2”. Вторая существует в рабочем состоянии. Ничто не мешает Германии кнопку нажать и включить его. 27 млрд кубометров газа тут же пошло бы в Германию. Не понимаю, почему это не делают. Получать через Украину могут, через “Турецкий поток” могут, а через нитку по дну Балтийского моря не могут. Это профдеформация, шизофрения, чушь».
«Не хотят, не надо. Будем наращивать поставки в другие регионы мира. У нас с КНР еще до кризиса в Европе и на Украине разработан хороший проект по поставкам. В следующем году выйдет на проектную мощность в 38 млрд кубометров. Плюс из Владивостока еще 10 млрд кубометров. Это не связано с событиями на Украине. Это договоренности, которые были достигнуты много лет назад».
«Плюс будем развивать сжижение газа. И здесь нам пытаются создать проблемы. Но это развивается, и доля России в поставках на мировые рынки сжиженного природного газа растет. Несмотря на сложности, которые нам создают, будем это продолжать делать».
«Кто бы не пытался закрыть нашу энергетику, это невозможно. На пределе находится добыча в соответствие с потребностями рынка. Представьте, что завтра все закрыли наши газ, нефть. Мировая экономка не выдержит такого закрытия. Цены вырастут до небес, все равно будут покупать».
«Когда наши недоброжелатели вводят незаконные ограничения, они желают это не от чистого сердца и не от большого ума, потому что результата нет. Они руководствуются высокомерием и самоуверенностью. И результат обратен ожидаемому. Мы свои задачи решим. С потерями, но решим. А кто не хочет — пускай несут убытки».
«Многие европейские страны уже находятся на грани рецессии. И ситуация будет ухудшаться. США заботятся только о своих интересах. На 50-60% у них стоит дороже газ. Экономика Европы, рассчитанная на наши энергоносители, переживает серьезные испытания. Многие отрасли закрываются. Но это не наш выбор. Мы готовы. Договоритесь, чтобы Польша открыла трубопровод “Ямал — Западная Европа”. Теперь Украина закрывает. Маршрут по дну балтийского моря не включают. Не хотят — не надо, ущерб для них будет. У нас будет сокращение доходов, но ничего, больше будет поставлять Газпром внутри страны. Тоже хорошо. Будем развивать социальную газификацию».
«Поставки в Среднюю Азию и Иран не связаны с украинскими событиями. Просто экономики этих стран активно развиваются. Им требуются дополнительные ресурсы. В Узбекистане прирост населения — 1 млн в год. Там уже 37 млн человек. Экономика растет. У них есть обязательства [по поставкам газа — прим. ред.] на внешних рынках. Республике требуются дополнительные ресурсы. В Ташкенте было минус 21 [зимой — прим.ред.]. Конечно, им нужен газ. А мы располагаем. Будем согласовывать наши действия с Туркменистаном».
«Иран давно нас просит о поставках. Это очень удобно: месторождения рядом, рынки огромные и в соседних странах с Ираном. Колоссальная потребность. Есть разные возможности. Будем по свопу работать, сжижать, восстанавливать объем продаж. Да и собственную экономику будем развивать. Во многих регионах не хватает газовой генерации. У Газпрома есть планы объединять европейскую часть газотранспортной системы с дальневосточной. Все это будет реализовано».
Об экономике России
«Экономика страны развивается устойчиво. В прошлом году рост был 3,4%, в первом полугодии — 4,6%. Скорее всего, рост будет больше, чем в прошлом году. Это основной показатель экономики. Но все хорошо не бывает. У нас инфляция достигла 9%. Сейчас имеет тенденцию к снижению. И это хорошо».
Лица ВЭФ-2024
Лица ВЭФ-2024
«Нас физически не хватает. Солженицын говорил, что главная задача — сбережение народа. Рынок труда в уникальном положении — 2,4% безработицы. Такого никогда не было в нашей истории. Это связано с потребностью производства. Нужно создавать условия, стимулировать рождаемость и повышать производительность труда, чтобы меньшим количеством работников производить те же товары. Внедрять искусственный интеллект, роботизировать производство. В Японии роботов в 10 раз больше на 1000 работников. Надо биологией заниматься, генетикой в сельском хозяйством. По всем этим направлениям будем двигаться. Нужно готовить кадры — это важнейшая задача государства. Поэтому и появился нацпроект “Кадры”».
О Северном морском пути
«Россия располагает уникальным ледокольным флотом. У нас 34 дизельных, 7 атомных ледокола. Три строятся и один скоро будет заложен. Плюс еще один беспрецедентный, лидер, уже строится во Владивостоке на “Звезде”. Эта группировка обеспечит круглогодичную перевозку караванов судов по СМП. Нужно строить сами суда, которые будут перевозить. Будем расширять судостроительные возможности и в европейской части. Нужно строить инфраструктуру, порты, обслуживание, обеспечить безопасность судоходства, заботу об окружающей среде — это все у нас запланировано и будет реализовано. Это важно и для нашей, и для мировой экономики, для экономики наших друзей, в частности, КНР».
О легализации майнинга криптовалют с ноября
«Россия является одним из мировых лидеров по майнингу. Это связано с профицитом энергетических мощностей в Сибири. Но есть вопросы. Мы рады, что бизнес неплохо зарабатывает. Но профицит энергоресурсов в Сибири не должен превратиться в дефицит, который был бы сдерживающим фактором развития сибирских регионов. Майнинг — это хорошо, но строительство жилья, промышленных и социальных объектов, снабжение электроэнергией производственных мощностей не менее, а может быть более важно. Потому правительство приняло решению структурировать эту работу. Цифровой рубль — один и видов национальной валюты, которым будут пользоваться и участники экономической деятельности, и граждане».
Самые яркие цитаты Путина на ВЭФ-2024
Самые яркие цитаты Путина на ВЭФ-2024
Об израильско-палестинском урегулировании
«Условием разрешения конфликта является создание двух независимых государств. В США поддерживают, как ни странно. Но вопрос не решен и лежит в основе обострения. Это связано с попытками США монополизировать урегулирование. США не занимают нейтральную позицию, в этом проблема. Мы будем делать все необходимое, чтобы внести свой вклад в решение застарелого и тяжелого кризиса. Мы стараемся решить вопросы, связанные с заложниками. Добиваемся здесь определенных результатов, чему мы рады. И будем стараться в дальнейшем».
О маркере успешного развития Дальнего Востока
«Главное — рост населения. Нам нужно создать условия, чтобы и рождаемость повышалась, и желание у людей, прежде всего молодых, приехать в этот замечательный, блестящий регион с большими перспективами, и связать с ним свою жизнь».
О будущем России и мира
«Мы должны обеспечить развитие экономики на собственных технологических решениях, с высококвалифицированными, подготовленными и мотивированными кадрами. Что касается стран Глобального Юга, мы должны обеспечить мировое лидерство в экономике. Учитывая темпы развития мировой экономики и темпы развития наших стран, эта задача безусловно будет исполнена».
<!—Расположение: —>