Сергей ПЕРГАЕВ, основатель Pergaev Bureau:
В августе в Госдуму был внесен законопроект об отмене ограничения на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной политики, городской застройки и благоустройства, которое было введено в период пандемии коронавируса. Авторы инициативы считают, что людям нужно вернуть право высказываться и участвовать в создании облика своего города. И это справедливо. Человеческие запросы способны кардинально влиять на формирование городской среды.
За последние 20 лет подход к архитектурному и градостроительному проектированию изменился кардинально. Сейчас многие проекты того времени кажутся непродуманными, неэстетичными и нефункциональными. Почему так произошло?
По степени влияния на нашу жизнь появление цифровых технологий соразмерно изобретению печатного станка в XV веке. Благодаря глобальному выходу человечества в онлайн эволюция жилой среды стала управляемым процессом. Современный горожанин имеет право ожидать от городского пространства безопасности, комфорта, функциональности и эстетики — одним словом, человекоцентричности. А у градостроителей и девелоперов есть все способы контролировать городскую среду. Благодаря тому, что люди стали осознанно относиться к своему комфорту, изменился подход застройщиков к работе. С одной стороны, работать стало проще: не нужно больше угадывать запросы клиентов — люди выражают их открыто. Остается лишь внести в проект опции, закрывающие потребности. С другой — приходится искать более комплексный подход к продукту, насыщать проекты большим набором преимуществ, инвестировать в жилые проекты и, как следствие, больше рисковать.
Например, ответом на то, что клиенты хотят покупать не квадратные метры, а образ жизни, стало развитие мест общего пользования. Приведу несколько примеров. Так, в ЖК «Гранатовый» на юге Дербента (Дагестан) на основе анализа проблематики жизни в городе мы выявили решения, которые дадут ряд существенных преимуществ проекту: высокий уровень чистоты и порядка во всем.
Комплексный подход в благоустройстве с большой долей озеленения сочетается с рельефом, небольшими холмами и разнообразной флорой, что дает ощущение «лучшего места» — курортной территории, которую мы ассоциируем с праздником, моментами свободы и счастья.
Еще один запрос современных городских жителей — наличие помимо дома и работы нейтральной территории, «третьего места». Например, в Ноябрьске, втором по численности населения городе Ямало-Ненецкого автономного округа, в прошлом году открылась арт-резиденция «Миксер». На площади в 2,5 тыс. кв. м расположились лекторий, фото- и видеостудии, швейная мастерская, танцевальный зал, амфитеатр, креативный хаб и многое другое. Арт-кластер уже стал точкой притяжения творческой молодежи и позволяет юношам и девушкам совместно реализовывать свои проекты прямо в родном городе.
Подобные пространства начали включать в свои проекты и застройщики. Теперь к купленным квадратным метрам клиент получает дополнительные комфортабельные места для отдыха и работы. Такими зонами обычно становятся лобби, общая терраса или отдельный комьюнити-центр.
Еще один тренд — стремительное развитие инфраструктуры. Скорость восприятия информации у городских жителей увеличилась, а значит, новые потребности возникают перманентно, иными словами, все быстро надоедает. Это, в свою очередь, требует от окружающей среды постоянного обновления и появления в шаговой доступности как можно большего количества сервисов.
Один из самых насыщенных по функционалу и развитости инфраструктуры жилых комплексов — «Пульсар» в Академгородке, районе интеллектуального развития, научных открытий и студенческой жизни Новосибирска. Проект включает в себя службу заботы, домашний офис, детские игровые зоны, кинотеатр, стрит-ретейл, паркинг с зарядкой для электротранспорта и многие другие сервисы.
В Москве примером хорошего пропорционального распределения объемов застройки и общественных зон можно назвать ЖК Ália. В этом проекте ярко выражена гибридизация пространств по принципу Work.Live.Play.Learn («работай, живи, играй, учись»).
Мы живем в эпоху, когда урбанизированные территории становятся более автономными. В каждом субцентре есть собственные жилые и деловые кластеры, сопутствующая инфраструктура и транспортные узлы. В соответствии с веянием времени изменился и девелоперский продукт: теперь здание не может быть монофункциональным, это всегда в той или иной степени самодостаточная система.
Данный факт подтверждает проект «1-й Нагатинский» в Москве. Жилой комплекс благодаря высокой сервисности снижает значимость сердца столицы для жителей, происходит здоровая децентрализация. Также в ЖК заметно стремление интегрировать загородный, даже слегка курортный стиль жизни в высокоурбанизированную среду: в проект включены необычные для Москвы сценарии жизни — МОП в формате виллы, скай-бар на 28 этаже, бассейн, выход к реке.
Насыщая девелоперский продукт дополнительными сервисами, важно учитывать, что современный человек легко отсекает лишнее. Поэтому задача застройщика — отделить зерна от плевел и держать руку на пульсе запросов клиентов. Фактически проект любого уровня должен иметь сбалансированный подход к наполнению и качеству жилья как к цельному продукту, обладающему рядом преимуществ для потребителя, совокупность которых побуждает покупателя стать благодарным жителем и остаться в этом месте надолго и даже навсегда.