Он напомнил, что этим летом произошло два чрезвычайных происшествия в учреждениях тюремного ведомства в Ростовской и Волгоградской областях. Там радикальные экстремисты захватили заложников.
«Хотел бы отметить, что сегодняшняя ситуация в корне отличается от тех тюремных бунтов, которые имели место в 90-е годы, — сказал Константин Чуйченко. — Тогда в таких «акциях протеста» против внутреннего распорядка учреждений, сопровождавшихся погромами, захватом заложников и порой убийствами, в течение нескольких недель могли одновременно принимать участие тысячи осужденных».
Сейчас, по его словам, такие массовые чрезвычайные происшествия ушли в историю. Но на их смену пришли другие формы протестов и провокаций.
«Нынешние случаи связаны не с требованием улучшить условия, а с откровенным бандитизмом и проявлениями экстремизма, — сказал Константин Чуйченко. — Теперь участниками бунтов выступают отдельные лица, чьи действия не находят поддержки у большинства осужденных. Более того — некоторые осужденные героически, ценой собственной жизни, противостоят действиям преступников».
Безусловно, продолжил министр, ФСИН нужно кардинально усиливать режимную составляющую. Делать выводы и не допускать повторных случаев. Искоренять коррупционные проявления в системе.
«Здесь мы сталкиваемся вновь с вопросами финансирования и увеличения денежного довольствия сотрудников ФСИН, — заявил Константин Чуйченко. — И, конечно, представляется необходимым изменение нормативно-правовой базы — в частности, следует исключать концентрацию в одном учреждении осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности экстремистской идеологии».
Сегодня участниками тюремных бунтов выступают отдельные лица, чьи действия не находят поддержки у большинства осужденных. Более того — некоторые осужденные противостоят преступникам
Актуальным, по его словам, также остается вопрос действия международных договоров, регулирующих передачу лиц, осужденных к лишению свободы. «Темпы передачи иностранных осужденных растут, но недостаточно, — сказал глава ведомства. — Во многом это связано с тем, что согласно действующим нормам для передачи необходимо согласие самого лица на отбывание наказания в государстве его гражданства и согласие страны гражданства. Следует проработать международную договорную базу, чтобы облегчить передачу иностранных осужденных в государства их гражданства».
Еще одна ключевая задача — развитие системы исправительных центров для принудительных работ.