В основу постановки лег историко-биографический роман Айгуль Ахметгалиевой в инсценировке Гульнур Усмановой. Она показывает жизненный и творческий путь первой профессиональной татарской актрисы, театрального деятеля, режиссера, заслуженной артистки Татарской АССР Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской.
Жанр спектакля режиссер, народный артист Башкортостана Азат Зиганшин определил как театральный роман. Но, скорее, это даже не жанр, а суть спектакля. Ведь Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (1892 — 1974) всю свою жизнь посвятила театру, принеся в жертву своей мечте и личное счастье.
Действие происходит одновременно и в прошлом, и в настоящем. Пожилая актриса, оставшись в совершенном одиночестве, попадает в психоневрологический интернат, и все, что у нее есть — воспоминания, а материальная связующая с прошлым — чемодан с письмами и фотографиями. И даже будучи запертой в четырех стенах, она воспринимает все через призму театра.
Сцены прошлого, чередуясь со сценами из настоящего, сплетаются в одну нить судьбы удивительной женщины, бросившей вызов обществу. Ведь в начале ХХ века женщина-мусульманка и помыслить не могла о том, чтобы играть на сцене наравне с мужчинами. Женщин даже на спектакли не пускали. Она же рискнула перешагнуть все барьеры, став первой профессиональной актрисой, создавшей собственную труппу, которую назвала «Нур» («Луч»). И именно с нее берет начало современный государственный татарский театр «Нур» в Уфе. Так что для него это знаковый спектакль.
Кстати, название труппы Сахибжамал взяла из стихотворения Габдуллы Тукая. Великий татарский поэт в день рождения подарил актрисе четверостишие, в котором сравнил ее с солнцем. Если природное светило освещает небеса, то она — сцену, на которую выходит и зажигает сердца. И действительно, по воспоминаниям современников, публика поражалась актерскому таланту и мощной энергетике Гиззатуллиной-Волжской.
Драматизм житейских перипетий, которые пришлось преодолеть актрисе, особенно остро ощущается на фоне исторических событий. Революция, гражданская война, с одной стороны, разрушили все, что было, а с другой — помогли гордой, волевой, бесстрашной Сахибжамал исполнить мечту, ведь женщины получили такие же права, что и мужчины. Правда, и трудности им пришлось испытать те же. Но Сахибжамал была женщиной с несгибаемой волей до конца своих дней. В одной из сцен в психоневрологическом интернате медработник Петров, проникшийся к пожилой пациентке добрыми чувствами, говорит ей: «А вы были сильной женщиной». «Почему была, — удивляется она. — Я и сейчас сильная, вот я — перед вами».
Фото: Пресс-служба театра «Нур»
Красной нитью через весь спектакль проходит мысль о том, что подвижник обречен на одиночество. Кульминацией является сцена, где встречаются две ипостаси актрисы: она в молодости и она же в старости. Молодая Сахибжамал спрашивает пожилую, не жалеет ли она о своих решениях. «Стоило ли все это таких жертв, ты осталась одна, а ведь могла жить по-другому?». Да, отвечает та, стоило. Каждый творческий человек по-своему одинок и по-своему несчастен.
Роль Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской исполнили Чулпан Раянова и народная артистка Башкортостана, заслуженная артистка Татарстана Фина Валеева.
Чулпан Раяновой личность Сахибжамал близка по духу. Она признается, что и в ней живет бунтарский дух.
— Мне самой еще не исполнилось 16 лет, когда я решила стать артисткой и покинула родительский дом. От имени нашего поколения хочу поблагодарить свою героиню за то, что сегодня мы можем гордиться высоким званием артисток театра, — рассказала она в одном из интервью.
Фото: Пресс-служба театра «Нур»
От Фины Валеевой роль пожилой актрисы потребовала немалых моральных сил, ведь ей пришлось сыграть, а, точнее, прожить один из вариантов актерской судьбы.
— Мне довелось показать на сцене последние моменты жизни моей героини. Наверное, в годы своего расцвета она не думала, что ее ждет трагическое одиночество. Никто не ожидает такого, все мы желаем себе светлой старости. Я ее понимаю. Моя героиня очень сильная женщина. Ее сила в том, что она хочет видеть мир и людей очень красивыми, — поделилась Фина Валеева.
В этом спектакле публика увидела практически всю труппу. Не все они были в массовке, некоторым выпало сыграть роли исторических персонажей — Габдуллы Тукая, Карима Тинчурина, Вали Муртазина, Габдуллы Кариева.
Над спектаклем трудилась крепкая постановочная команда. Сценография Полины Емельяновой, художник по костюмам — Алия Байрамгулова, хореограф — заслуженная артистка Башкортостана Рамиза Мухаметшина.
И их труд увенчался успехом у публики, которая восприняла спектакль как гимн новаторству, подвижничеству, служению, мужеству и верности мечте, как посвящение всем Артистам с большой буквы.
Фото: Пресс-служба театра «Нур»
Источник Российская газета Башкортостан