Притязания Китая на Тайвань не связаны с восстановлением территориальной целостности, поскольку в таком случае следовало бы и заняться возвращением территорий российского Дальнего Востока, которые исторически были под китайским контролем. Об этом в интервью заявил тайваньский президент Лай Циндэ, эфир опубликован на YouTube.
«Если движущей силой китайских амбиций в отношении Тайваня является полное прекращение «века унижений», то можно было бы ожидать, что Китай отдаст приоритет возвращению у России земель, утраченных по Айгунскому договору», — сказал Циндэ.
Он подчеркнул, что Китай «этого не делает и почти никогда не говорит об этом», а также не предупреждает, как в случае с Тайванем, о допустимости силового решения вопроса. Такое положение дел тайваньский президент объяснил стремлением Пекина стать гегемоном и его опоре на силу, а не на право.
Айгунский договор был заключен между Российской империей и маньчжурской Империей Цин в 1858 году. Это произошло в рамках периода, называемого в китайской историографии «веком унижений», когда раздробленный и ослабленный Китай был вынужден соглашаться на неравноправные соглашения с великими державами. России отошла территория Дальнего Востока примерно на 600 кв км.
Китай уступил Тайвань Японии в 1895 году по схожему договору по итогу японо-китайской войны. Пекин называет его исторической несправедливостью, нарушающей естественные и исторические границы страны.
Тайвань признается китайской территорией почти всеми странами мира, но неформально государства, в частности США, выстраивают с ним прямые отношения, минуя Пекин.
Материал дополняется.