Актуально
Вс. Ноя 24th, 2024

Появятся ли нафондовом рынке России сотни новых компаний

By Admin Сен2,2024

Когда речь идет о 1,5 тыс. компаний, потенциально готовых к IPO, подразумевается, что они могут позволить себе это благодаря бизнес-модели и оборотам. «Очевидно, что не каждая из этих 1,5 тыс. компаний примет для себя решение выйти на публичный рынок и не каждой компании это нужно. Из этих 1,5 тыс. компаний мы ожидаем к 2030 году увидеть на бирже сотни компаний как с инструментами долгового финансирования, так и долевого», — заявила директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова.

Популярность IPO растет: сколько бы компаний ни вышло еще на биржу в 2024 году, суммарные показатели двух предыдущих лет уже превышены. В правительстве и ЦБ рассчитывают, что в ближайшие годы количество компаний, впервые выходящих на фондовый рынок, будет только расти. Кроме того, президент Владимир Путин поставил задачу к 2030 году удвоить капитализацию фондового рынка, доведя ее до 66% ВВП. «Выход каждого нового эмитента добавляет объем капитализации российского фондового рынка. Конечно, вклад каждой конкретной компании разный. Но общее правило одно: чем больше компаний становятся публичными, тем быстрее растет капитализация и быстрее приближается удвоение», — указывает руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Анастасия Пузанова.

Частному инвестору стоит помнить, что компании редко впервые выходят на биржу с дешевыми акциями

По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Пучкарева, спрос на IPO со стороны компаний будет сильно зависеть от уровня ключевой ставки в ближайшие годы (сейчас она составляет 18% годовых, в ЦБ не исключают ее повышения). Чем выше процентные ставки в экономике, тем дороже заемные средства. Альтернативный способ привлечения средств для бизнеса — размещение акций на бирже. «Соответственно, чем выше процентные ставки, тем выгоднее для компании становится проведение IPO. Однако важно, чтобы был спрос инвесторов к новым компаниям. В последние годы он обеспечивался притоком частных инвесторов на биржу, а также снижением доступности инвестиций в зарубежные рынки. Во второй половине 2024 года на фоне падения рынка желание компаний размещаться резко пропало», — говорит Пучкарев.

По мнению портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, при условии возвращения к росту фондовый рынок может переварить до 20 новых размещений в год. Как считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, сейчас российский фондовый рынок способен усвоить около 30 IPO в год. В таком режиме до 2030 года может пройти около двухсот первичных размещений. «Потребности компаний существенно различаются. Для инновационных компаний с высокорисковой бизнес-моделью IPO может быть одним из немногих способов привлечения средств на развитие бизнеса. Они будут пытаться разместиться при любых условиях. А, к примеру, диверсифицированные холдинги могут очень долго дожидаться благоприятного момента для выгодного размещения дочерней компании», — подчеркивает эксперт. По словам директора по инвестициям УК «Первая» Андрея Русецкого, больше всего капитал нужен быстрорастущим компаниям из внутренних секторов экономики, которые замещают ушедших иностранцев.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Роман Маркелов

Таким образом, в ближайшие годы основным поставщиком новых эмитентов будет ИТ-сектор, поскольку там активно идет импортозамещение, а на фондовом рынке он почти не представлен, полагает Делицын. Три года назад «чистых» ИТ-компаний, которые разрабатывали бы программное или аппаратное обеспечение, вообще не было. Компании этого сектора привлекают инвесторов высокими темпами роста бизнеса, и зачастую они прибыльны, указывает эксперт.

Как подчеркивает Делицын, розничному инвестору стоит участвовать в IPO компаний, бизнес которых ему понятен и с длительным горизонтом инвестирования, соответствующим той части жизненного цикла компании, на котором она быстро растет. Можно отвести 10-20% для инвестиций в такие компании, допускает аналитик. «Частным инвесторам стоит помнить, что участие в IPO сопряжено с повышенными рисками. Во-первых, рыночный консенсус по цене той или иной бумаги не сформирован — нет какого-то ориентира. Во-вторых, компании редко выходят на IPO по дешевой цене — зачастую для растущих компаний будущие прибыли заложены в оценку», — напоминает Пучкарев.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *