© skycinema / Фотобанк 123RF.com |
В период действия моратория 2022-2024 гг. на проверки бизнеса ОМСУ провел проверку в сфере благоустройства, выявил незаконную вывеску на фасаде здания и вынес предостережение о недопустимости нарушения обязательных предписаний с требованием осуществить демонтаж вывески. В связи с неисполнением данного документа в добровольном порядке ОМСУ обратился в суд с иском о демонтаже, однако безуспешно — суды первой инстанции и округа указали на то, что представленные истцом в материалы дела акты осмотра составлены с нарушением ч. 2 ст. 76 Закона о госконтроле, поскольку предписания (требования, предостережения) выданы ответчику в период, когда проведение проверок в отношении юридических лиц запрещено Правительством РФ(Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2024 г. № 308-ЭС24-11173).
ОМСУ подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, указывая, что вопрос законности проверочных мероприятий в рамках главы 24 АПК РФ не рассматривался (адресат предостережения-требования в суд за этим не обращался), следовательно, ссылаться на якобы незаконность проведенных проверочных мероприятий нельзя.
Однако Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело:
- при осмотре фасада здания (осенью 2022 г.) истцом установлен факт нарушения требований к размещению элементов информационного характера на фасадах зданий, их внешнему виду и содержанию. В связи с этим ответчику было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных предписаний, с требованием осуществить демонтаж элементов информационного характера;
- при повторном осмотре в январе и июле 2023 г. составлен акт с приложением материалов фотофиксации, подтверждающий неустранение нарушений, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском;
- между тем представленные истцом в материалы дела акты осмотра составлены с нарушением требований законодательства, поскольку истцом не был соблюден установленный порядок проверки, которая проведена во время действующего запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Таким образом, обращение в суд с требованием о демонтаже информационной конструкции, фактически, является попыткой обойти административную процедуру, предусмотренную законодательством о государственном и муниципальном контроле, а также установленных Постановлением № 336 ограничений.