«Атмосферный мотор работает за счёт воздуха из окружающей среды. Воздух поступает в топливную смесь, и она сгорает.
А турбированный двигатель имеет дополнительный нагнетатель воздуха — турбину и дополнительный радиатор охлаждения, который называется интеркулер. То есть турбина нагнетает дополнительный воздух в топливную смесь. Она сгорает быстрее, эффективнее, что увеличивает все мощностные характеристики мотора. В первую очередь крутящий момент.
Что же лучше? Вопрос скорее риторический. Я считаю, что все зависит от цели, которую вы ставите, выбирая автомобиль. То есть то, что вы хотите от него добиться.
Атмосферный мотор не имеет дополнительных нагрузок, а мотор с турбонаддувом — высокотемпературный, поэтому всегда перегружен. Нужно понимать, что за хорошие стартовые характеристики (ускорение, перестроение, обгон) приходится чем-то платить. Авто с турбонаддувом имеет совершенно другие периоды крутящего момента.
Если автовладелец буквально «живёт» на трассе, то машина с наддувом, конечно, будет ему интересна. Хотя и атмосферные моторы объёмом два и более литра также отлично подойдут для этих целей. Например, можно рассмотреть трехлитровые моторы.
По расходу топлива, что турбонаддув, что хороший атмосферник (3 литра и более) примерно одинаковые в плане финансовой нагрузки. По ускорению, если на трассе нужно обогнать какую-то фуру или несколько фур подряд, то есть быстро совершить какой-то манёвр, то это, конечно, даёт турбонаддув. Поэтому большинство дизельных моторов, которые имеют высокий крутящий момент, они именно с турбонаддувом. В среде автолюбителей даже считается, что большинство дизельных моторов «живут» на трассе. Дизельными моторами с наддувом оснащены практически все дальнобойщики, то есть грузовые машины, которые имеют серьёзные тяговые характеристики.
С точки зрения обслуживания, то есть какой мотор надёжнее, вопрос открытый. Надежность моторов всегда зависит от «водительской гигиены», то есть как и насколько правильно автовладелец соблюдает межсервисные интервалы, проводит замену технических жидкостей, наблюдает за уровнем технических жидкостей и их состоянием.
Если примерно раз в полгода заезжать в сервис на диагностику, то можно избежать проблем с любым мотором.
В случае турбонаддува, который температурно перегружен, рекомендую менять жидкости почаще. Ориентируйтесь на 5 тысяч км. Еще один нюанс — на современных турбированных моторах есть турботаймер. Раньше его устанавливали дополнительно. Он нужен, чтобы после интенсивной езды машина пару минут поработала на холостых, чтобы температура масла упала, консистенция поменялась, и чтобы масло не коксовалось на лопастях турбины.
Основная причина выхода турбины из строя — это неисправности центрального вала или лопастей. Лопасти могут ломаться из-за того, что закоксовались. А вал начинает «ходить». Самые серьезные случаи, когда корпус турбины разрушается, то есть появляются трещины из-за перегрева. То есть турбина любит самый тщательный уход. Но за это отвечает отличными характеристиками и дает массу эмоций», — отметил специалист.
Ранее автоэксперт Антюфьев назвал самые надежные двигатели Lada.