Софиты, зеркала, золотая резьба на стенах и парящая над всем богиня победы Ника на расписном плафоне – самые роскошные балы всегда проходили в Царском селе. Кстати, Петровские ассамблеи XVIII века были весьма демократичны. На них гости могли свободно общаться с царем. А на Петровском оперном балу XXI века все приглашенные прогуливались по залам великолепного Екатерининского дворца и делали селфи в легендарной Янтарной комнате. В другие дни даже для экскурсионных групп это невозможно – любая съемка в Янтарной комнате запрещена.
Вечер вели мисс Вселенная Оксана Федорова и художественный руководитель “Сириуса” – фонда “Талант и успех” Ханс-Йоахим Фрай. Играл оркестр “Северная симфония” под водительством итальянского дирижера Фабио Мастранджело, который, к слову, гордится тем, что уже 23 года живет в России.
“Я очень рад возможности быть здесь, – поприветствовал собравшихся худрук и генеральный директор Мариинского театра и генеральный директор Большого театра Валерий Гергиев. – Накануне 1 сентября мы все в школьных хлопотах. В три часа дня я был еще в Москве. И извиняюсь, что одет не по форме. Желаю всем жить долго-долго в этом неспокойном мире. Желаю, дорогой Ханс, работать успешно. Мы все знаем, что Бах, Чайковский и Мусоргский – друзья всего мира”.
Считается, что ассамблеи Петра I затмевали европейские балы. А по задумке устроителя Ханса-Йоахима Фрая Петровский оперный бал должен отличаться от Венских балов, на которых преимущественно танцуют. В Царском селе иной формат – большая часть программы отдана концерту – известным оперным ариям, вальсам, мелодиям барокко. А у ведущих своя миссия – рассказывать публике об истории балов и музыке, которая звучит.
Фото: Наталья Соколова/РГ
Пьесу Рахманинова “Вокализ” исполнил Квинтет Игоря Бутмана. Сопрано Мариинского театра Ольга Маслова спела арию из оперы Петра Чайковского “Евгений Онегин”. А тенор Дмитрий Корчак – знаменитую арию “Сердце красавиц склонно к измене” из оперы “Риголетто” Джузеппе Верди. Петербургский камерный хор “Фестино” спел а капелла “Времена года” Чайковского.
Мелодией из фильма “Список Шиндлера” – на скрипке солировал Павел Милюков – почтили память всех ленинградцев, переживших блокаду. Также минутой молчания почтили память воинов, погибших на СВО.
Фото: Наталья Соколова/РГ
В течение 11 лет Иоганн Штраус давал концерты в соседнем с Царским селом Павловске. Об этом факте тоже упомянули. Первый концерт прошел в 1856 году: тогда “Санкт-Петербургские ведомости” сообщали, что в тот вечер “народу в Павловске была бездна”, а “каждая сыгранная им пьеса возбуждала истинную бурю”. После окончания концертов композитора буквально несли на руках до самой квартиры. “По-настоящему жить можно только в России”, – в конце жизни вспоминал о том успехе Штраус.
Под вальс короля всех балов Иоганна Штрауса вышли дебютанты – лучших выбрали со всей России, а работали с ними преподаватели танцевальных школ Санкт-Петербурга. На подготовку у них было немного времени – всего три недели. Большинство ребят участвовали в таком балу впервые.
Директор частного Московского музея просвещения Вадим Вольфсон привез на бал недавнее приобретение, которым очень гордится, – золотистый цилиндр, в котором Петр Чайковский был на премьере “Евгения Онегина” в Большом театре в 1881 году. Впоследствии композитор преподнес его вместе с автографом в качестве подарка ученику – виолончелисту Анатолию Брандукову. В музейных коллекциях цилиндр никогда не был, только в частных руках.
Тем временем гостей ждал красивый финал. Ханс Йоахим-Фрай пригласил всех на паркет – танцевать. Квинтет Игоря Бутмана до полуночи играл джазовое попурри из мировых эстрадных хитов – в вихре музыки смешались сальса, I feel good Джеймса Брауна и знаменитый твист 60-х “Черный кот”.
Кстати
Петровский оперный бал открывает музыкальный фестиваль “Чайковский.Перезагрузка”, который в этом году пройдет не только в Санкт-Петербурге, но и в Туле, Владивостоке. Всего более 40 концертов с участием мировых звезд. Начнут 1 сентября с бесплатного концерта в Павловске. А завершится фестиваль 6 ноября.