По словам министра просвещения Сергея Кравцова, после апробации в содержание могут быть внесены уточнения, а в декабре планируется включить эти учебники в федеральный перечень, чтобы с 1 сентября 2025 года все школы смогли начать по ним учиться. Тираж новых учебников по для основной школы должен составить 16 миллионов экземпляров.
Над учебниками работал огромный коллектив авторов, в том числе помощник президента, глава Российского исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Как отметил Владимир Мединский, в новых учебниках – совершенно иной концептуальный подход – синхронизация исторических событий в России и в мире.
– Учебник открытый, современный, он максимально интегрирует всеобщую и отечественную историю, – уточнил Мединский.
До сих пор в школе историю мира изучали отдельно от отечественной. Авторы уверены: курс параллельного изучения всемирной и российской истории позволит школьниками “сложить” понятный исторический пазл и увидеть развитие России как части большого мира.
А еще в учебниках почти две тысячи иллюстраций, причем многие – это шедевры живописи: ведь искусство – часть истории и наоборот. А еще QR-коды, через которые дети могут перейти на защищенные, верифицированные электронные ресурсы, сайты и узнать дополнительную информацию, почитать архивные документы.
– Этот учебник – не набор тезисов для заучивания, не краткий курс. Это окно в мир истории. Приглашение к обсуждению, к путешествию в дивный мир деяний и подвигов, трудов наших предков, – добавил Владимир Мединский. – Кроме того, мы постарались выдержать все книги в едином стилистическом решении. Ведь все начинается с обложки и она запоминается ребенку прежде всего. Обложки у нас наполнены и определенными смыслами – не случайно. Внешний вид учебника передает взгляд авторского коллектива на осмысление той эпохи, которая в данном томе отображается.
Важно, что в каждом учебнике есть карты. Например, в учебнике для 9 класса, который охватывает период с 1825 по 1914 годы, на форзаце – карта еще царской России 1825 года, а нахзаце – карта России в 1914.
– Изучение истории должно не разделять народы и страны, не искать какие-то точки перелома, причины для старых конфликтов. По крайней мере, не акцентировать на этом внимание, а давать примеры стремления к сотрудничеству, к мирному соревнованию разных стран многополярного мира, – подчеркнул Мединский. – Поэтому, например в учебнике, охватывающем историю второй половины XX – начала XXI века мы показываем пример настоящего спортивного соревнования – фрагмент матча знаменитой суперсерии СССР-Канада, или пример научно-технического сотрудничества сверхдержав – стыковку космических кораблей: советского “Союз” и американского “Аполлон”.
На обложках всех учебников есть мосты. Есть и Крымский мост, и Бруклинский мост, и другие.
– Мосты – как символы научной, инженерной мысли своего времени, но и это идея, что история как мост объединяет мир, история должна помогать наводить мосты сотрудничества, – пояснил Владимир Мединский.
На обложке учебника для 5 класса та самая, известная еще по советскому учебнику Коровкина Триумфальная арка Пальмиры в Сирии, которую в 2015 году разрушили боевики, но за ней – наш Херсонес и контуры современного Севастополя. На учебнике для 6 класса – картина Васнецова “Богатыри” на фоне древней Москвы, а в списке рекомендованной литературы, кстати, есть и русские сказки.
На пособии по истории нового времени для семиклассников – Колумб, а на учебнике по истории России за 7 класс – картина “Навеки вместе” к 300-летию воссоединения России и Украины.
– Мы исходим из того, что история – самый интересный предмет в школе. Хочется, чтобы учебник было легко читать не только детям, но и родителям. История делается людьми, поэтому в новых учебниках очень много исторических портретов, причем портреты эти не формальные, мы пытаемся раскрыть личность каждого, – сказал Владимир Мединский.
Мнение
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, один из авторов новой линейки учебников истории для – классов:
– Теперь, когда ребята будут изучать, например, XVII век российской истории, они одновременно с этим узнают о событиях XVII века в истории всемирной. Почему это важно? Поясню на примере. Однажды спросил студентов про роман Дюма “Три мушкетера”: когда Д’Артаньян появился в Париже? Отвечают – в начале XVII века. Действительно, в 1625 году. Спрашиваю: а что было в России в это время, кто правил? Молчание. А это были года правления первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, очень важное время восстановления страны после смуты. Спроси я наоборот, кто правил во Франции во времена Михаила Федоровича, тоже бы молчали. Так быть не должно.