К 1 сентября 2024 года Москве планируется открыть более 30 новых объектов образования, а также провести капитальный ремонт в остальных образовательных учреждениях. В числе запланированных работ — ремонт фасадов и кровель, внутренняя отделка, замена инженерных коммуникаций и оснащение зданий необходимым оборудованием и мебелью. В рамках программы капремонта московских школ необходимо качественно повысить уровень акустического комфорта учебных помещений, считает Роман Карташев, руководитель компании «Рокфон». На сегодняшний день большинство школьных зданий формально соответствуют действующим санитарным нормам в части шумового загрязнения, однако практика показывает, что для качественного обучения простого соответствия регламентам явно недостаточно.
Согласно действующим нормативам (СП51.13330.2011 «Защита от шума») в помещениях классных комнат допустимо наличие постоянного шумового фона интенсивностью до 40 дБА, а уровень временных шумов может достигать 55 дБА. Однако данные исследований, опубликованные в «Российском педиатрическом журнале», показывают, что практикующие учителя российских школ оценивают такие уровни шумовой нагрузки как неблагоприятные, т. е. создающие помехи нормальному учебному процессу. Это подтверждают и наши собственные сведения.
Так, согласно данным «Рокфон», 77 % учащихся и студентов называют шум основной помехой учебному процессу, а 50 % учителей страдают от необратимых повреждений голосовых связок, вызванных необходимостью постоянно говорить громко, перекрывая шум в классе. Кроме того, результаты многолетних исследований показывают, что повышение уровня фоновых шумов до 51 дБА снижает общую оценку школьников в рамках стандартизированных тестов на 5,5 балла. Поэтому, согласно актуальным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, уровень шумового загрязнения в учебных классах не должен превышать 35 дБА.
Добиться этого при отделке школьных помещений позволяет комплексное использование в составе стеновых и потолочных панелей звукоизоляционных и звукопоглощающих материалов. Подобные решения позволяют не только снизить уровень проникающих в классы извне посторонних шумов, но и до четырех раз сократить время реверберации, т. е. уменьшить «гулкость» помещения и нивелировать эффект многократного эха, который зачастую является отдельной проблемой и затрудняет коммуникацию между учителем и учениками.
В отличие от показателей звукоизоляции, которые говорят о способности ограждающих конструкций снижать уровень проникающего извне шума, коэффициент звукопоглощения αw характеризует способность стеновых или отделочных материалов поглощать вторичные, т. е. отраженные от поверхностей помещения или расположенном в нем предметов, звуковые волны. Коэффициент αw измеряется для разных звуковых частот в «голосовом» диапазоне 250–4000 Гц, он принимает значения от 0 до 1, где 1 — абсолютное поглощение. Для учебных классов этот показатель особенно важен. Стеновые и отделочные материалы с высоким звукопоглощением нивелируют эффект реверберации, т. е. многократного эха, который является отдельной проблемой, делает речь гулкой и неразборчивой, усиливает посторонние шумы, производимые самими учениками, и затрудняет коммуникацию между ними и учителем.
Коэффициент звукопоглощения αw потолочных и стеновых панелей Рокфон Колорол, измеренный для разных звуковых частот.
При этом при выборе акустических решений для школ следует уделять особое внимание их безопасности: использовать только негорючие материалы, гигиеничные, устойчивые к появлению плесени и препятствующие образованию и росту бактериальных колоний.
Что касается проникающих внешних шумов, то для большинства учебных классов особенно актуальны звукоизоляция дверных проемов, отделяющих помещение от общих холлов, а также окон, особенно когда речь идет о городских школах, часто расположенных вблизи оживленных улиц или транспортных магистралей.
Проблема дверей зачастую связана с некачественным уплотнением контура примыкания, а вот окна требуют продуманного подхода на стадии проектирования. Например, использование двухкамерных стеклопакетов часто не снижает, а повышает уровень проникающего шума. Это обусловлено резонансом, который возникает внутри стеклопакета между стеклами одинаковой толщины, расположенными близко друг к другу. Для обеспечения высоких показателей звукоизоляции рекомендуется выбирать однокамерные стеклопакеты с увеличенным воздушным просветом (более 35 мм) и массивными стеклами разной толщины, например, 6 и 8 мм.
Еще одна распространенная проблема — скрытые источники шума, такие как воздуховоды системы вентиляции, кондиционеры и пр. Ошибки их монтажа могут стать, например, причиной гула в вентиляционных каналах, избавиться от которого очень трудно.
Автор: Роман Карташев