Да, на глазах у всего мира разыгрывается поистине драматический сюжет с возвращением на Землю экипажа космического корабля Starliner. Напомним: Starliner стартовал 5 июня после того, как запуск дважды откладывался по техническим причинам. Дорога от старта до станции заняла 26 часов.
Это первый испытательный полет детища Boeing на МКС с экипажем. На борту двое американских астронавтов — 61-летний Барри Уилмор и 58-летняя Сунита Уильямс. Для обоих это далеко не первый полет. Кстати, интересная деталь из биографии Суниты: в 2007 году, будучи на МКС, она приняла заочное участие в знаменитом Бостонском марафоне. С нагрудным номером 14 000 астронавтка бежала «пристегнутой» к тренажеру и прошла дистанцию за 4 часа 23 минуты 10 секунд.
Как планировалось изначально, Уилмор и Уильямс должны были провести на станции около восьми дней. Однако пребывание корабля и экипажа на орбите затянулось в разы. Как сообщается в СМИ, на Starliner серьезные проблемы с частью маневровых двигателей и утечкой гелия.
Проведенные испытания показали: четыре мотора Starliner вышли из строя из-за перегрева и автоматического отключения, а другие, повторно запущенные во время испытаний, оказались слабее запланированной мощности. И хотя Boeing продолжает настаивать, что все под контролем, в NASA решили не рисковать. Решение о возвращении астронавтов на другом корабле принято на встрече высокопоставленных должностных лиц космического агентства и представителей Boeing в Хьюстоне, передает Reuters. Все представители NASA проголосовали за возвращение на Crew Dragon.
Чтобы спустить экипаж Boeing Starliner, вдвое будет сокращена команда миссии Crew-9 к Международной космической станции, в состав которой по соглашению о перекрестных полетах входит россиянин Александр Горбунов. Этот старт запланирован на 24 сентября. Два пустых кресла, как говорят, заполнят балластом. Кто именно из экипажа останется за бортом, пока не известно.
Известно другое: при подобном сценарии проблемную капсулу Starliner отправят на Землю пустой. А у застрявших на орбите астронавтов прописка в звездном доме продлевается до февраля 2025 года. Они будут выполнять обычную техническую работу на МКС. «Мы работаем над завершением назначений экипажа и обновлением плана подготовки», — говорят в NASA.
Что еще очень важно? Предстоящая миссия Crew-9 действительно может стать для Бэрри Уилмора и Суниты Уильямс их билетом домой не только потому, что там освободятся два места, но и потому, что там «свои» скафандры. Так, астронавтов можно было бы отправить вместе с миссией Crew-8 , которая сейчас работает на станции. Но в этом случае Уилмор и Сунита полетели бы без спецкостюмов: оказывается, скафандры Starliner несовместимы с теми, которые используются на кораблях Илона Маска. Как поясняют эксперты, в рамках программы NASA по развитию частных пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС компаниям разрешалось проектировать и внедрять свои инновации. При условии: нововведения должны соответствовать стандартам безопасности NASA.
Boeing и SpaceX выбрали разные подходы к проектированию. Как итог: «спецодежки» конкурентов не могут взаимозаменять друг друга. Однако лететь в скафандрах нужно обязательно: это защита в случае чрезвычайной ситуации. Правило железное.
NASA решила вернуть космическийкорабль на Землю без экипажа. Фото: NASA
Что такое Starliner
Как уже писала «РГ», Starliner — американский частично многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль, разрабатываемый с 2014 года компанией Boeing.
Его первый тестовый полет состоялся 20 декабря 2019 года и закончился неудачей. Хотя в некоторых оценках его называют «частично успешным». Тогда на корабле возникла проблема, связанная со сбоем в системе расчета времени работы двигателей, в результате которой Starliner вышел на нештатную орбиту. Корабль перерасходовал топливо, и стыковка с МКС стала невозможной. Повторный тест без экипажа после многочисленных переносов прошел в мае 2022 года: корабль доставил на МКС 200 кг припасов и оборудования. И через четыре дня успешно отстыковался.
Разработка Starliner стопорится из-за многочисленных инженерных проблем. По данным, которые приводят западные СМИ, это обошлось Boeing в 1,6 млрд долларов, включая 125 млн долларов из текущей испытательной миссии Starliner. Понятно, что неудачное завершение миссии Starliner, впрочем, как и использование для возвращения его экипажа корабля Маска может нанести Boeing серьезный урон. Репутация аэрокосмического гиганта и так сильно подмочена из-за проблем с самолетами. А здесь дополнительные неприятности — уже космического масштаба.
Мнение
Владимир Бугров, бывший ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и «Энергия-Буран»:
— Насколько надежным будет любой новый корабль? И американцы, и мы в советское время научились на Земле отрабатывать космическую технику. В полетах даже с трагическими последствиями причинами оказывались не какие-то серьезные просчеты, а именно досадные «детские болезни». Их предотвращение, к сожалению, мало зависит от количества беспилотных запусков. Решение о пилотируемом полете принимается на основании анализа всего комплекса наземной и летной отработки. Юрий Гагарин полетел после пяти беспилотных запусков, а разрешить пилотируемый полет по программе облета Луны на корабле 7К-Л1 не решились после 12 (!) беспилотных запусков.
А в это время
FAA требует проверки кресел в кабинах пилотов Boeing 787 Dreamliners после того, как один из самолетов ушел в пике, когда кресло капитана без предупреждения накренилось вперед и отключило систему автопилота самолета.
Как пишут западные СМИ, Boeing также прекратил испытательные полеты новой версии своего реактивного лайнера 777 после обнаружения поврежденной конструктивной детали между двигателем и остальной частью самолета. Новая модель еще не одобрена регулирующими органами.
Федеральное авиационное управление издало Директиву по летной годности в отношении 787-го и «несанкционированного перемещения» кресла капитана, требующую от операторов 787-х проверять оба кресла пилотов на наличие отсутствующих или треснувших крышек, закрывающих переключатель, используемый для перемещения кресел.
В заявлении FAA говорится, что проверки должны быть проведены в течение 30 дней, и операторы также должны выполнить все необходимые корректирующие действия.
— Компания Boeing испытывает проблемы с одним из типов своих самолетов, которые уже используются, и с новой моделью популярного реактивного лайнера 777, — рассказал «РГ» генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. — На прошлой неделе федеральные чиновники в области безопасности полетов заявили, что потребуют проверки сидений в кабине пилотов на самолетах Boeing 787 Dreamliner.
Это произошло после того, как один из самолетов перешел в пикирование, когда кресло капитана случайно сдвинулось и отключило систему автопилота. Инцидент произошел еще в марте во время рейса авиакомпании Latam Airlines между Австралией и Новой Зеландией.
Согласно предварительному отчету, самолет быстро снизился примерно на 400 футов (120 метров), прежде чем второй пилот восстановил управление. По сообщениям СМИ, пострадали несколько десятков пассажиров.
FAA заявило, что получило от Boeing еще четыре сообщения о перемещении кресел в кабине пилотов, когда это не предполагалось. Приказ о безопасности коснется 158 самолетов, зарегистрированных в США.
— Кроме того, компания Boeing приостанавливает испытательные полеты своего нового лайнера 777-9 после того, как обнаружила повреждение структурного компонента между двигателем и остальной частью самолета, — заметил эксперт.