Как сказал на вернисаже генеральный директор киностудии Борис Машковцев, две восьмерки — это два знака бесконечности. Жизнь продолжается, и «Союзмультфильм» работает уже для нового зрителя, базируясь на неизменных принципах: любви к искусству, уважении к традициям и стремлении к инновациям. Через увлекательные сюжеты и яркие образы зрителям передаются жизненные уроки и моральные ценности, объединяющие поколения.
— Мы все воспитывались на прекрасных мультфильмах, которые несли доброе, вечное, — отметила министр культуры РБ Амина Шафикова. — Помню, как мы отмечали в программе телепередач время, когда будут показывать мультики, ждали с нетерпением. Особенно это было радостно в дни школьных каникул.
Для посетителей старшего возраста выставка — хороший повод вернуться в детство и освежить воспоминания, а для детей, особенно маленьких — понять, за что взрослые любили эти мультипликационные фильмы.
Выставка открылась в Уфе неслучайно. Это подарок к 450-летию Уфы и еще один шаг в реализации соглашения о сотрудничестве в области развития анимационного кластера, подписанного между киностудией и Республикой Башкортостан в 2021 году. В его рамках выполняются совместные проекты с киностудией «Башкортостан», со студией «Муха». Посетители фестиваля «Айда играть!», состоявшегося в 2023 году запомнили активное участие в нем киностудии «Союзмультфильм». Теперь в орбиту сотрудничества вошел и главный музей республики.
— Я рад, что выставочный проект состоялся именно в Национальном музее, — отметил Борис Машковцев. — Он является напоминанием о том, что анимация — это не только фильм на экране, но и гигантская работа художников, каждый из которых создает свои собственные артефакты, достойные того, чтобы рано или поздно оказаться в музее.
Он добавил, что каждый раз выставка формируется под пространство того музея, где будет экспонироваться, так что уфимская выставка в своем роде эксклюзивная.
Выставка занимает три небольших зала, точнее, залов два, но один из них поделен перегородкой. С одной стороны у нее — фотозона, с другой — небольшое пространство с креслами-подушками, сидя в которых можно посмотреть мультфильмы, а также документальные ленты о том, как создаются столь любимые всеми анимационные ленты.
Фото: Гульназ Данилова
О славном пути киностудии, начавшей работать 10 июня 1936 года, рассказывает своеобразный таймлайн — таблички с обозначением временного периода и событий, которые тогда происходили и оказались знаковыми. Так, например, знаменитая «Снежная королева», удостоенная множества наград на фестивалях и оказавшая влияние на мировую анимацию, была закончена в 1957 году, а в промежутке между 1967 и 1969 годами на экраны вышли «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Винни-Пух» и «Крокодил Гена» — настоящие жемчужины отечественной коллекции мультипликационных фильмов. Их герои настолько ушли в народ, что мало кто задумывается над тем, что их когда-то кто-то придумал. К счастью, афиши сохранили имена создателей. К тому же всех причастных к производству специалистов раньше перечисляли в самом начале фильма. А для тех, кто не знает или забыл, в экспозиции есть мультмедийный стенд, на котором можно «полистать» информацию об анимационных картинах советской поры и узнать их содержание и имена создателей. А вот в нынешние времена титры приклеиваются после фильма, и многие их игнорируют, хотя над картинами трудятся сотни высокопрофессиональных мастеров, которые работают по всей стране. Благодаря интернету «Союзмультфильм» может привлекать специалистов из разных городов.
Фото: Гульназ Данилова
Концепция выставки проработана таким образом, чтобы пространство выглядело не как музей, а как гостиная, где можно расслабиться и отдохнуть на мягких разноцветных диванчиках в виде букв из слова «Союзмультфильм». В игровой зоне размещены шкафчики с кадрами из знаменитых мультфильмов. Например, там, где нарисован Карлсон, есть надпись «Открой меня». Открываешь, а в шкафчике стоит банка с настоящим малиновым вареньем. Попугай Кеша предлагает потянуть панельки внизу и вверху своего изображения. Вверху будет он сам, запечатленный в полете, а внизу «Привет из Таити». И таких милых «приколов» множество. Все интерактивное, все можно потрогать. Из мобильных кубиков, как из паззлов, собрать сюжетную картинку из мультфильма, в специальном шкафчике с надписью «Угадай кто?» наощупь определить персонажа, открыв крышку светящегося домика, найти там открытки и афиши с картинками, конечно же, из мультиков.
Фото: Гульназ Данилова
В экспозиции есть скульптуры знаменитых кукол, которые участвовали в производстве фильмов, но нет самих кукол. Как рассказал Борис Машковцев, возможно, они будут представлены в новой выставке:
— У нас их целая коллекция, и в этом смысле «Союзмультфильм» является хранителем артефактов, эскизов, кукол, повествований, связанных с личностями отдельных художников. Я уверен, что в будущем куклы тоже приедут, но их нельзя будет потрогать. Это настоящие музейные экспонаты. В частности, Чебурашка. В реальности это совсем небольшая игрушка.
Фото: Гульназ Данилова
Амина Шафикова вспомнила, что в прошлом году во время выставки старинных кукол на фестивале «Айда играть!» демонстрировался Чебурашка из частной коллекции, о котором владелец сказал, что это одна из игрушек, снимавшаяся в самом мультфильме.
Борис Машковцев подтвердил, что для съемок было подготовлено несколько Чебурашек. Это необходимо, ведь куклы изнашиваются в процессе съемок. И если смотреть разные серии классического «Чебурашки», то можно заметить, что всклокоченное существо становится все более лощеным. Какие-то куклы успели снять, какие-то нет, и вполне возможно, что они попали в частные коллекции.
Цифра
1,5 тысячи мультфильмов в разных жанрах и художественных техниках, получивших свыше 500 наград на различных фестивалях и конкурсах, выпустила киностудия «Союзмультфильм» начиная с 1936 года.
Источник Российская газета Башкортостан