Когда речь заходит о каком-нибудь фильме, чаще всего вспоминают его режиссера, и лишь во вторую очередь — сценариста. Но иногда фильм получается лишь благодаря работе этих двух профессионалов в тандеме — и именно так было с музыкальной картиной «Новые приключения капитана Врунгеля», которая стала возможна благодаря фантазии сценариста Александра Хмелика.
По следам мультфильма
«Новые приключения капитана Врунгеля» появились на свет не просто так. В 1976-м вышли первые эпизоды многосерийного мультфильма Давида Черкасского про этого героя повести Андрея Некрасова, который стал очень и очень популярен — новые серии зрители ждали с нетерпением. В 1979-м эпопея закончилась, Черкасский продолжение делать не стал (он потом снял не менее популярные фильмы «Доктор Айболит» и «Остров сокровищ»), и в дело включился Хмелик, который был достаточно известным драматургом и сценаристом. Он вообще специализировался на детском кино — в его фильмографии были «Друг мой, Колька!», «Бей, барабан!» про первых пионеров, мультфильм «Жизнь и страдания Ивана Семёнова», сказка «Иван да Марья». Впрочем, и для взрослых он писал — например, сценарий для фильма Михаила Казакова «Безымянная звезда».
Режиссером проекта стал Геннадий Васильев, который только начинал свой путь, но уже прославился сказкой «Финист — Ясный Сокол». Многие художественные особенности картины — это его решения. Например, напоминающие о «Белом солнце пустыни» радиограммы, которые Лопотухин шлёт своей однокласснице и соседке по парте Кате Малаховой. Но «Новые приключения Врунгеля» — это не игровой ремейк популярного мультфильма, несмотря на наличие в фильме несколько узнаваемых сцен из работы Черкасского. В первую очередь это музыкальная фантазия с музыкой Алексея Рыбникова и песнями на слова Юрия Энтина — возможно, сейчас они не так известны, как композиции из других советских фильмов для детей, но после премьеры, которая состоялась 26 августа 1979 года, их знали многие.
Врунгель, да не тот
История в «Новых приключениях…» не слишком сложная, но узнаваемая — особенно для тех, кто смотрел мультфильм. Яхта «Победа» (при отплытии она становится «Бедой») и её бравый капитан Врунгель (Михаил Пуговкин) вместе со старшим помощником Ломом (грузинский актер Зураб Капианидзе) собираются расследовать пропажу судов в Бермудском треугольнике. Одновременно им приходится противостоять главарю бандитов сэру Ванту (заслуженный актер Сергей Мартинсон), его помощнику Блоку Сайленту (Владимир Басов) и наемному гангстеру по прозвищу Свирепый Гарри (Савелий Крамаров). Разумеется, Врунгель со товарищи разрушат козни злодеев, разгадают тайну и с триумфом вернутся домой.
При этом на самом деле никакого путешествия вокруг света на «Беде» не было — всё это привиделось школьнику Васе Лопотухину, который собирался на уроке английского писать сочинение на тему «Как я провел лето», но замечтался. «Беда» — старая фелюга, которая стоит в порту; Врунгель — аптекарь, работающий в привокзальном киоске, а Лом — один из знакомых Васи. Прием, надо сказать, не новый — в фильме Александра Птушко «Новый Гулливер» главный герой, пионер Петя из «Артека», попал к лилипутам, заснув на пляже с книгой Свифта.
В принципе, у «Новых приключений капитана Врунгеля» были все шансы стать пусть и не большим хитом вроде вышедших в следующем году «Приключений Электроника», но заметным явлением в детском кино Советского Союза. Он и не прошел незамеченным — всё-таки мультфильм Черкасского тогда был на слуху, так что его посмотрело почти 20 млн зрителей, весьма солидный результат для детского мюзикла. Но всё же он остался одним из многих — для детей тогда снимали много и разнообразно, и не все картины задерживались в памяти.
Последняя советская роль Крамарова
Для детей-актеров «Новые приключения…» были заметным явлением в их небольшой фильмографии, но эта строчка почти не повлияла на их судьбу. 13-летний Аркадий Маркин (исполнитель роли Лопотухина) начинал с крошечных ролей в дилогии Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» и несколько раз снимался в разных выпусках «Ералаша». Последний раз он появился на экране в 16 лет, в фильме «4:0 в пользу Танечки», потом окончил МИФИ и в кино больше не работал. Скончался в 2015 году, немного не дожив до 49 лет.
Ксения Турчан (роль Кати, которая задолго до Петрова с Васечкиным разочарованно произносила «Эх ты, Лопотухин») была на год младше и в фильм попала по протекции — режиссер Васильев был её отчимом. Позже она снималась у него в выпусках «Ералаша» и в полнометражных фильмах, но актрисой так и не стала.
Для Михаила Пуговкина роль Врунгеля стала проходной — его больше помнят по фильмам Леонида Гайдая. А вот у Зураба Капианидзе этот фильм — самая большая работа на всесоюзном уровне. Оба актера дожили до нулевых — Пуговкин умер в 2008-м, а Капианидзе — в 2011-м.
Для Савелия Крамарова работа в «Новых приключениях…» в каком-то смысле тоже была знаковой — так получилось, что это была его последняя роль в советском кино. Вскоре он подал документы на эмиграцию в Израиль, получил отказ, долго добивался разрешения — и всё-таки получил его в 1981 году. В США Крамаров снялся в нескольких фильмах — среди них «Москва на Гудзоне» и «Красная жара», где играл, разумеется, русских; уже в 1990-е у него обнаружили рак, актер долго лечился, но скончался в 1995-м на 61-м году жизни.
Режиссер Георгий Васильев снял ещё один детский фильм — «Полёт с космонавтом» (1980), а потом перешел на большие исторические картины — «Василий Буслаев», «Русь изначальная», «Царь Иван Грозный». Скончался он в 1999-м, в возрасте 59 лет. Для сценариста Александра Хмелика этот проект стоял явно особняком — Вася Лопотухин чем-то запал ему в душу, так что через несколько лет на свет появилась ещё одна история про этого мечтательного школьника, который на этот раз встретился с инопланетянами. Фильм Михаила Казакова «Если верить Лопотухину…» вышел в 1986-м, главного героя там играл другой юный актер, а для музыкального оформления по моде тех лет использовались песни Высоцкого и рокабили-группы Stray Cats. Но эта картина хитом не стала, и на этом история Лопотухина была завершена. Хмелик скончался в 2001 году, ему было 76 лет.
<!—Расположение: —>