По словам президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, на апрель 2024 года в Белгородской области суммарный ущерб сельхозпроизводителям от обстрелов достигал 1,8 млрд рублей. Количество пострадавших предприятий только в этом регионе превысило 69. С тех пор суммы ущерба лишь увеличились, говорит он.
Белгородская, Курская и Брянская области имеют важное значение для российского агропроизводства. Белгородская область, в частности, является регионом-лидером России по количеству поголовья сельхозживотных, а Брянская область — по крупному рогатому скоту. Белгородская и Курская области относятся к плодородной зоне Центрального Черноземья, площадь сельхозземель в каждой из них превышает 1,4 млн га. Поэтому убытки от объявленной ЧС ожидаются, хотя зона поражения затрагивает только часть районов этих областей. «Но на продовольственную безопасность эта ЧС влияния не окажет, площадь посевов в РФ превышает 80 млн га», — уверен Биждов.
Тем не менее ущерб сельским хозяйствам граничащих с Украиной регионов исчисляется миллиардами. По оценке основателя юридической компании «Деломант Групп» Таисии Вепренцевой, потери могут достичь 11,5 млрд руб. Показательна история Грайворонской молочной компании, чьи фермы оказались заблокированы из-за постоянных обстрелов приграничных территорий со стороны ВСУ.
Даже во время обстрелов показатели развития сельского хозяйства удается сохранять, идет поиск новых пашен и пастбищ подальше от границы
Тем не менее первый зампред Комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев, который сам постоянно находится в зоне СВО, настроен оптимистично. «Курская область давала до 4% общероссийского урожая зерновых. Брянская область производила больше всех в стране картофеля. Белгородская была на первом месте по мясу — 1,7 млн тонн в год. И все они вместе — так называемый пояс плодородия России, экономический потенциал которого заключается в благоприятном климате и черноземе. И даже во время обстрелов со стороны ВСУ показатели развития сельского хозяйства удается сохранять — идет поиск новых пашен и пастбищ подальше от границы, благо территория позволяет», — отметил он.
Депутат рассказал, что аграрии Брянской области опять выходят на рекордные показатели. «Будут и зерно, и мясо, и овощи — накормить готовы всю страну. В Белгородской области губернатор лично держит на контроле обстановку с урожаем. Убытки, нанесенные фермерам, будут компенсировать из бюджета, и в целом продовольственная безопасность страны пострадать ни в коей мере не должна», — уверен Журавлев.
Белгородская область активно использует и страховые механизмы для защиты АПК. В частности, в этом году белгородские аграрии получили 129 млн рублей страховых выплат. Военные риски и в соответствии с нормами ГК РФ и мировой практикой являются стандартным исключением из страхового покрытия, некоторые крупные страховые компании сообщили о готовности поиска совместно с аграриями возможности страховой защиты от этих рисков, добавил Биждов.
Активно занимаются сельским хозяйством и на новых территориях. Жители Херсонской области, например, в этом сельскохозяйственном сезоне масштабно поставляют плодоовощную продукцию на российский рынок. «Потенциально речь идет о десятках тысяч тонн продукции, которые могут быть поставлены по всей территории страны. Это приведет к укреплению продовольственной независимости страны», — рассказывает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. «Недавно мы проводили исследование, включая сюда и социологию, относительно того, какие виды малого или среднего бизнеса наиболее предпочтительны для жителей новых территорий. Оказалось, что сельское хозяйство. Местные жители предпочитают заниматься растениеводством, выращиванием сельскохозяйственных животных, молочным хозяйством, разведением садов и другими видами сельскохозяйственного предпринимательства, которые гораздо более эффективны из-за благоприятного климата. К сожалению, пока идут военные действия, рассчитывать на полноценное развитие достаточно сложно», — добавил он.
В последние годы в России были предприняты большие усилия по обеспечению продовольственной безопасности, в том числе за счет развития тепличных комплексов в южных районах. Теперь до 80% овощей, попадающих на полки магазинов, — это уже отечественное производство. «Однако у продовольственной независимости есть обратная сторона. Все-таки, несмотря на предпринимаемые усилия, климат у нас для выращивания очень многих видов сельхозпродукции неподходящий. Отсюда высокие цены, например, на помидоры или огурцы или иные овощи. И здесь новые российские территории могут стать дополнением, снимающим проблемы продовольственной безопасности за счет производства больших объемов продукции по более низким ценам. Мы абсолютно убеждены в том, что у сельского хозяйства здесь очень большое будущее. Отдельно надо остановиться на восстановлении инфраструктуры, необходимой для орошаемого земледелия. Большая часть продукции выращивалась именно на орошаемых землях. Поэтому восстановление системы ирригации, в том числе и Каховского водохранилища, будет способствовать расширению возможностей сельскохозяйственного производства на новых территориях», — констатирует эксперт.