Самые популярные «герои ночных спектаклей» — Дворцовый, Троицкий и Благовещенский мосты. На набережных публика собирается задолго до начала. В основном это туристы, но немало и петербуржцев, которым тоже нравится смотреть на инженерное чудо — подъем огромных пролетов. Народ быстро занимает лучшие точки обзора, делает пробные снимки. На «разогреве» выступают уличные музыканты — им тоже достается внимание. Но вот наступает час икс: звучит классическая музыка, как в настоящем театре, и казавшийся незыблемым мост оживает. Зрители замирают, десятки рук со смартфонами тянутся ввысь.
— Часто приезжаю в Петербург, и летом разведенные мосты — обязательный пункт программы, — рассказывает архангелогородка Светлана Осипова. — Это всегда особая атмосфера, я будто заряжаюсь энергией. Но с берега смотреть не люблю: у центральных мостов собирается слишком много людей, трудно занять хорошее место, приходится наблюдать из-за спин. Я беру ночную экскурсию на речной трамвайчик. Там обычно тоже аншлаг, но все рассаживаются по своим местам и не мешают друг другу.
Помимо развода мостов, можно столкнуться с разводом самих себя на деньги: ушлые дельцы порой пытаются продать экскурсии гораздо дороже
У тех, кто смотрит шоу с воды, две задачи: заранее купить билет на теплоход и вовремя прийти на посадку. Дальше от них уже ничего не зависит — точку обзора занимает капитан. При этом до бортов соседних судов рукой подать: словно в пробке на кольцевой! Атмосфера на теплоходах примерно такая же, как на берегу, но у их пассажиров есть преимущество перед «сухопутными» зрителями: суда не только стоят перед разведенными мостами, но и проходят под ними.
Цены на экскурсии «под развод» очень разные. Билет на большой двухпалубный теплоход обойдется в 1600-1700 рублей: в двухчасовой маршрут входят четыре моста. Прогулка с музыкой и едой будет дороже — около 2500 рублей. Любители более камерных вариантов могут снять катер примерно за 35 тысяч рублей — это общий билет на компанию до 11 человек.
Но смотреть на мосты с воды тоже нравится не всем. Например, супруги Алла и Виктор из Нижнего Новгорода, арендовавшие катер, отметили, что ночью Нева была не очень спокойна, а столпотворение судов усиливало ощущение тревожности. Ситуацию усугублял тяжелый «топливный» запах от работающих двигателей. В итоге все это мешало любоваться зрелищем.
Как уже сообщала «РГ», в Петербурге выросло число водных ДТП. В темное время суток риски только возрастают. Кроме того, туристы, помимо развода мостов, могут столкнуться с разводом самих себя на деньги: ушлые дельцы порой пытаются продать им экскурсии гораздо дороже, чем они стоят на самом деле. Поэтому билеты на теплоходы лучше всего покупать на сайтах перевозчиков или в кассах у причалов.
Что касается самих петербуржцев, то им «мостовой» ажиотаж, как показал небольшой опрос, практически не мешает.
— Вот раньше действительно были проблемы: мосты развели — домой не добраться, — вспоминает 48-летняя Ольга Трубина. — Но в этом были и свои плюсы — мы всегда могли объяснить родителям свое позднее возвращение домой. А с тех пор как построили неразводной вантовый мост и Западный скоростной диаметр, проблема вообще отпала: по ним можно добраться в любую точку города во время разведения других переправ.
А как же неизбежный ночной шум у самых востребованных мостов? На него особо некому жаловаться, поскольку жилых домов в тех районах практически нет. А те переправы, у которых живут люди, обычно не собирают так много зрителей.
Но некоторые претензии у местных жителей все-таки есть:
— Мы с дочкой любим гулять по историческому центру, и на подходе к набережным начинают одолевать зазывалы на водные экскурсии, — отмечает Наталья Коткина. — Порой они очень навязчивы. Я все понимаю: за лето им надо заработать на весь год. Но если мы говорим «нет, спасибо», почему некоторые продолжают настаивать? Мне кажется, надо ввести какие-то правила для таких распространителей.
Однако положительных эмоций от бурлящей жизни на реках, каналах и мостах Петербурга все-таки больше, причем у всех — и гостей города, и его жителей. Тем более что она так коротка: еще немного — и все затихнет до новой навигации.
Кстати
Бывалые наблюдатели советуют смотреть на разведение мостов не прямо возле них, а с некоторого расстояния. Иначе можно увидеть только сплошное полотно поднимающегося пролета. Так, развод Дворцового моста лучше всего смотрится с Адмиралтейской набережной.
Кроме того, стоит обратить внимание на переправы, расположенные не в историческом центре. Например, без большого скопления людей можно понаблюдать за разведением очень красивого Большеохтинского моста со Свердловской набережной. А с площади Ленина перед Финляндским вокзалом открывается вид на Литейный мост.