«Пряслиных» Архдрама покажет во время своих первых московских гастролей — с 26 по 31 августа в Театре Вахтангова. Что еще в афише? Рассказывает директор архангельского театра Сергей Самодов.
На вашей странице в соцсетях уже долгое время висит фраза: «В каждом театре должен быть свой Карабас-Барабас». Что вы имеете в виду — расшифруете?
Сергей Самодов: Если объективно прочитать «Золотой ключик», то Карабас-Барабас — это человек, создавший успешный театр, и человек, который заботится о том, чтобы у театра были аншлаги. К тому же я похож на Карабаса-Барабаса, такой же лысый и с бородой (смеется), и совсем не мягким характером. Но на самом деле эта фраза — проявление самоиронии, не более.
Ирония иронией, а на то, чтобы построить аншлаговый театр, который зовут на большие гастроли в Москву, у вас ушло меньше десяти лет. Эти усилия оправданны?
Сергей Самодов: Конечно. Если мы заглянем в Древнюю Грецию, то окажется, что людей, которые не ходили голосовать и не ходили в театр, называли словом «идиотос». То есть ходить в театр было гражданской обязанностью. Философия, конечно, но для меня это база, от которой я отталкивался. Мы хотим, чтобы вокруг нас формировалось общество глубокомысленных людей, в каком-то смысле даже пассионарных.
А о чем театру важно говорить со зрителем в турбулентные времена?
Сергей Самодов: Легких времен не бывает, как и легких разговоров со зрителем. Но в любое время репертуар должен быть жизнеутверждающим. Я не понимаю создателей мрачных апокалиптических постановок. Человек из театра должен всегда выходить с надеждой. Когда нам разрешили работать на зрителей после пандемии, мы поставили «Собаку на Сене» по Лопе де Вега, хотя до того открывали сезоны «Гамлетом», «Доктором Живаго». Коллеги удивлялись: не серьезный спектакль, какой-то «испанский стыд», зачем вам это? Но мы понимали: людей нужно заново учить улыбаться. Спектакль идет до сих пор.
Среди интригующих названий в вашей московской афише — «Доктор Живаго»…
Сергей Самодов: Постановка по Пастернаку появилась у нас осенью 2021 года, но исторический контекст придает спектаклю все новые звучания. В финале Живаго говорит: «Боже, храни страну нашу, Россию». Постановщики точно попали во Время, максимально сохранив сюжет, язык и главную мысль романа — смерти нет, если человек создает и утверждает жизнь.
И в случае с «Василием Теркиным», который идет у нас уже десятый сезон, время поменяло зрительский ракурс. Мы говорим о том, что геройство, подвиг часто ходят по грани жизни и смерти. Часть «Теркин на том свете», которую не ставят в театрах, у нас стоит на своем месте. Это непривычный для многих «Теркин». Недавно мы закрывали им первый Всероссийский фестиваль «Вахтангов. Путь домой» — теперь сыграем на Новой сцене Театра Вахтангова четыре раза.
Постановщики «Доктора Живаго» точно попали во Время, сохранив главную мысль романа — смерти нет, если человек создает и утверждает жизнь
Спектакль, который точно от вас ждали, — «Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Федора Абрамова. Многие помнят версию Льва Додина в МДТ, но когда это было — а каким зрители увидят вашего Абрамова сегодня?
Сергей Самодов: Задумывая в 2019 году этот спектакль, мы хотели заново открыть Федора Абрамова России. Тут же появилось много людей, которые «знали», как правильно нужно ставить роман о Пряслиных. Это неизбежно, когда ты берешься за местный материал. Мы, разумеется, ко всем прислушались, но постановщиков пригласили из других городов — хотелось, чтобы слова «Пинега» и «Веркола» никаких ассоциаций и эмоций у авторов не вызывали. На мой взгляд, режиссер Владимир Хрущев и его команда смогли увидеть в Абрамове то, что делает его знакомым и понятным для всех. Это очень тонкая, лирическая работа…
Спектакль напевный, актеры, разумеется, у нас не окают, но тон задает настоящая сказительница, которая знает, как на самом деле говорили на родине Абрамова в прежние годы. Не буду выдавать других секретов, скажу лишь, что и «Пряслины» — это про нас сегодняшних. Про то, как оставаться людьми в непростые времена. Приходите, поговорим об этом.