Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

Басинский: Платонов был отторгнут советской литературой как писатель

By Admin Авг23,2024

Он родился в Воронеже, в Ямской слободе (название многих пригородов России, где традиционно проживали ямщики, без которых при отсутствии железных дорог и автотранспорта не было бы сообщения между городами и селами), в семье машиниста паровоза и домохозяйки, ежегодно рожавшей детей. Он был старшим из одиннадцати, и на нем, как на старшем, потом лежала забота о всей многочисленной семье.

Первая книга — сборник стихов «Голубая глубина» — вышла в 1922 году в Краснодаре. В ней чувствовалось сильное влияние символистов, недаром ее положительно оценил их вождь Валерий Брюсов. Впрочем, еще раньше в печати появилась брошюра «Электрификация». Прежде чем стать профессиональным писателем, Андрей Климентов успел принять участие в Гражданской войне машинистом и стрелком ЧОН (части особого назначения), занимался электрификацией и мелиорацией, выдвигая смелые идеи по модернизации советской промышленности и сельского хозяйства. Словом, был самым непосредственным участником всех главных событий страны в 20-30-е годы, а не каким-то кабинетным литератором, выдумывающим свою, фантастическую действительность.

Тем удивительнее, что именно как писатель он был отторгнут советской литературой.

В этой связи валить всю вину на Сталина, который возмутился его повестью «Впрок», опрометчиво опубликованной в журнале «Красная новь» Александром Фадеевым в 1931 году, было бы неправильно. Платонов действительно не вписывался в литературу тех лет. Ни в «пролетарское» ее крыло, к которому принадлежал по факту своего происхождения, ни в «попутчики» (Федин, Каверин, Зощенко и другие), ни в «новых крестьян» (Есенин, Клюев, Клычков), ни в «белогвардейцы», одним из которых объявили Булгакова. Он как бы оказался в стороне от всех.

Ему искренне пытался помочь Горький, высоко оценив его первую повесть «Епифанские шлюзы». Но внимательно и добросовестно прочитав рукопись романа «Чевенгур», Горький впал в растерянность. «Человек вы — талантливый, это бесспорно, — пишет он Платонову в сентябре 1929 года, — бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком… Но при всех неоспоримых достоинствах работы вашей я не думаю, что ее напечатают, издадут. Этому помешает анархическое ваше умонастроение, видимо свойственное природе вашего «духа».

И это письмо получил человек, возглавлявший отдел электрификации в Губземуправлении, построивший три электростанции, служивший главным инженером-мелиоратором в Воронежской губернии, участник Первого Всесоюзного гидрологического съезда и т. д., то есть человек и гражданин, который реально поднимал экономику огромной страны после военной разрухи.

Какой странный и страшный парадокс…

После бессилия Горького и гнева вождя Платонову практически закрыли путь в советскую литературу навсегда. Он выступал в качестве литературного критика (один из псевдонимов — Человеков), военного корреспондента и даже в 1946 году опубликовал в «Новом мире» гениальный рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»), который стал едва ли не первой ласточкой честной послевоенной прозы. Благодаря дружбе с Шолоховым выпустил в свет переложение сказок народов России «Волшебное кольцо». Но его многочисленные романы и пьесы оставались под спудом.

После бессилия Горького и гнева вождя Платонову закрыли путь в советскую литературу навсегда

5 января 1951 года он скончался в Москве от туберкулеза, которым, видимо, заразился от сына, арестованного пятнадцатилетним мальчишкой еще до войны и скончавшегося вскоре после заключения.

С Андреем Платоновым и сегодня все еще очень неясно. Его образ в общественной, культурной (и какой угодно) жизни все еще до конца не проявился. Ни один из его персонажей не вошел в национальные мифы.

Выжила одна-единственная легенда — о бедном гении, подметающем символической метлой литинститутский асфальт. На самом деле он жил в писательской квартире во флигеле московской усадьбы Яковлева, где родился Александр Герцен и где находился и находится Литературной институт имени Горького. Возможно, он и расчищал дорожки от снега, но уж точно не служил дворником, как многие считают. Все-таки был офицером в отставке и членом СП СССР.

Тем не менее с этой несчастной метлой он и вступил в ХХI век. Как тот скрипач из фильма «Кин-дза-дза», он как-то трогательно «не нужен».

Из него пытались сделать крутого модерниста. Не вышло. В его прозе есть этот постоянный сердечный мотив: «сердце-то ведь само дышит, меня не спрашивает» («Родина электричества»); «сердце пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием» (рассказ «Возвращение»).

Его пытались приспособить в нормативные «патриоты». И опять не вышло. Слишком нежен, загадочен, недоговорен. Его главный герой в романе «Чевенгур» — о, Боже! — влюблен в Розу Люксембург. У него персонаж Крейцкопф в рассказе «Лунная бомба» отправляется на Луну и сообщает: «Скажите же, скажите всем, что люди очень ошибаются. Мир не совпадает с их знанием».

С ним некоторое время носились «демократы». Потом почувствовали вкус власти и больших денег. И вновь Платонов незаметно отошел в тень. Его герои слишком бедны и голодны. Они закалены недостатком жизненных средств к существованию до бесчувственности к своей и чужой плоти. Они даже слез не проливают в отличие от героев Некрасова и Достоевского.

Его герои слишком бедны и голодны. Они закалены недостатком средств к существованию, что даже слез не проливают

«Заринн-Тадж не плакала. Выросшая в нагорной хорасанской роще, она с любопытством глядела в пустой свет туркменистанской равнины, скучной, как детская смерть, и не понимала, зачем там живут» (рассказ «Такыр»).

Наверное, когда-нибудь он станет современным. Когда-нибудь — в день Страшного суда. Когда окажутся бессмысленными все «разногласия», когда будет все равно, где застал тебя этот день — в «Мерседесе» или в «Запорожце», когда креветка покажется не слаще черствой корочки, а роскошная автострада не комфортнее разбитой проселочной дороги. Когда и деньги будут действительно никому не нужны.

«Не время сна, не время спать, пора весь мир уж постигать и мертвых с гроба поднимать!» — произнес неизвестный человек надо мною.

Я в ужасе опомнился».

Это — из Платонова. Это все еще не современно и не нужно. Мы все еще спим…

Тем временем

В родном для Андрея Платонова Воронеже открыли выставку к юбилею писателя. Она разместилась в здании Мещанской управы Воронежского литературного музея и знакомит с первыми стихотворениями, рассказами, статьями Андрея Платонова, а также с его литературным окружением, куда входили самые разные писатели, поэты, журналисты, художники. Выставка будет работать до 20 октября.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *