Каждый хоть раз слышал фразу «быть в тренде». Она означает, что нужно не только одеваться в духе времени, но и вести здоровый образ жизни, заботиться об экологии и так далее. Но давайте разберемся.
Что такое тренд?
В начале 20 века слово «тренд» использовалось, в основном, в экономике, математике и статистике. Тренд показывал изменения направлений линий на графике, его записывали в виде формул, аналитики высчитывали линию тренда и определяли, какой товар будет популярен спустя 10 лет. Все было научно и серьезно.
Примерно в 1970-х понятие плавно переместилось в культуру, моду и повседневную жизнь. Сейчас это слово активно используется не только в среде маркетологов и предпринимателей, но и в общении. Молодежь часто призывает друг друга «быть в тренде», подразумевая, что надо меняться к лучшему и не отставать от новых веяний.
То есть проще говоря, тренд — это направление изменений или развития чего-либо. Когда говорят о тренде, имеют в виду смену потребительских ожиданий и запросов или модели поведения человека или социальных групп.
Кстати, совокупность трендов называют тенденцией. Например, тенденция к заботе об экологии.
Чем тренд отличается от моды или хайпа?
Как ни странно, хотя многие употребляют эти слова практически как синонимы, но значения у них абсолютно разные.
Хайп — кратковременная вспышка интереса. Например, ажиотаж вокруг события, кассового фильма или сериала. Обычно, после вспышки, интерес быстро угасает. Поэтому «хайпануть» — это еще надо успеть.
Мода считается более долгосрочной, но она циклична и все равно изменчива. За этими переменами приходится постоянно следить, чтобы не выйти из моды.
А тренд появляется постепенно, потом набирает обороты и укореняется. Для примера, электрические автомобили несколько лет назад считались изобретением будущего, а сегодня для них уже есть заправки и число их растет. Вероятность, что через несколько лет они прочно войдут в нашу жизнь довольно высока.
Как появляются тренды?
Иногда стихийно. Просто появляется товар или направление, или происходит событие, — словом, нечто уникальное, что вызывает живой интерес и набирает день ото дня все большую популярность. Но бывает и искусственный тренд могут и просчитать заранее, ведь он всегда должен отвечать массовой потребности. Запускают их трендсеттеры — лидеры рынка или блогеры-миллионники. Целевая аудитория подхватывает тренд на взлете и быстро делает его популярным.
По уровню вовлеченности выделяют три типа трендов:
— мегатренды — глобальные явления, охватившие весь мир на долгие годы (соцсети или фастфуд) или на пару лет (заигрывания с искусственным интеллектом);
— макротренды — формирующие новые направления деятельности (цифровые деньги), меняющие образ жизни (скандинавский минимализм) или образ мышления (отказ от натурального меха);
— микротренды — яркие новинки, которые охватывают большие социальные или возрастные группы (спиннер, хагги вагги или микро-кардиган) и даже выходя из моды, остаются с нами.