В Выставочном зале федеральных архивов в Москве открылась историко-документальная выставка «Здравствуй, земля целинная!». Она посвящена 70-летию начала массового освоения целинных и залежных земель.
Организаторами выступили Федеральное архивное агентство, Российское историческое общество и Комитет архивов, документации и книжного дела Министерства культуры и информации Республики Казахстан
Как пояснили в Федеральном архивном агентстве, на выставке представлены более 300 экспонатов, включая документы, фотографии, фрагменты кинохроники, карты и письма.
Все они так или иначе описывают один из самых масштабных советских проектов по сельскохозяйственному освоению степей Сибири, Урала, Алтая и Казахской ССР — от идеи до воплощения.
«Особое внимание в экспозиции уделено периоду первых пятилеток, когда в научной среде и в советских органах власти произошло осмысление необходимости освоения целинных земель на востоке страны, — говорят организаторы.
Выдержки из стенограмм всесоюзных партийных конференций, протоколы совещаний министерств и ведомств иллюстрируют первые шаги в этом направлении в конце 1920-х — 1930-х годов».
Среди экспонатов встречаются действительно редкие документы, которые устами очевидцев рассказывают нам сегодня о том, что и как происходило тогда. Например, экспонируется письмо колхозницы Жиделевой из колхоза им. Хрущева Курганской области.
Оно было написано 3 ноября 1952 года и адресовано председателю Совета министров СССР Иосифу Сталину. Колхозница без прикрас рассказывала о тяжелом материальном положении.
Письмо колхозницы О.П. Жиделевой о тяжелом материальном положении, 3 ноября 1952 г. Фото: РГАНИ
«Товарищ Сталин, я обращаюсь к Вам потому, что вынуждена, — с таких слов начала женщина свое по-настоящему письмо отчаяния.
Работаю круглый год и притом без выходных дней. Дочь тоже прошлый год работала, а заработать на пропитание не можем. Двое еще у меня детей-школьников. Как их учить? И чем кормить? Не знаю. Нечем».
Колхозница пишет далее, что за год ей удалось заработать около 500 трудодней, но получить заработанное полностью она не смогла, так как у нее «вычли какой-то прошлый долг».
Денег за трудодни не давали, семья кормилась за счет продажи молока. Часть денег уходила на уплату налогов, а на остальное покупали муку, чтобы пропитаться. Двое ее детей бросили школу, так как им не в чем было в нее ходить — не было одежды и обуви.
«Как же быть, товарищ Сталин? — вопрошает колхозница. — Круглый год работать и не заработать хлеба!». В конце концов, она просит Сталина прислать в колхоз верного человека, который проверил бы местных чиновников.
К слову, один из разделов выставки содержит документы, свидетельствующие о дискуссии в высшем партийном руководстве о приоритетах послевоенного развития сельского хозяйства в регионах СССР.
«Принятые в этот период ключевые решения отражают сложности, с которыми столкнулся аграрный сектор после Великой Отечественной войны, — отмечают в Федеральном архивном агентстве.
Неурожай 1946 года, зафиксированный различными документальными источниками, способствовал принятию советским правительством срочных мер по подъему сельского хозяйства, которые включали, в частности, расширение посевных площадей под зерновые культуры более чем на 12 миллионов га, в том числе, в колхозах восточных районов Советского Союза».
Еще один раздел выставки посвящен механизму принятия и реализации решений об освоении целины на союзном уровне, а отдельный сюжет посвящен внутрипартийной борьбе, связанной с принятием в марте 1954 года постановления Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».