Это не первое обращение Бориса Эйфмана к наследию выдающегося русского писателя. Первый балет хореографа по мотивам романа Достоевского “Идиот” был создан еще в 1980 году. Позже родились пластические трактовки “Братьев Карамазовых”. Последнее произведение Достоевского легло в основу двух постановок Эйфмана: спектакля “Карамазовы” 1995 года и выпущенного 18 лет спустя балета “По ту сторону греха”.
“Я обращаюсь к литературным шедеврам не столько в поисках сюжетной канвы, сколько в стремлении обогатить постановку философскими и интеллектуальными идеями, причем теми, что не лежат на поверхности текста, а обнаруживаются при глубоком погружении в суть произведения”, – говорит Борис Эйфман.
“Преступление и наказание” – третий роман “великого пятикнижия”, переводимый хореографом на язык танца. Как сообщает пресс-служба театра, оставаясь верным своим авторским принципам, Борис Эйфман не иллюстрирует хрестоматийный текст, а аккумулируя открытые за десятилетия сочинительской работы выразительные и исследовательские средства, пытается дать собственные ответы на глобальные вопросы о внутренней природе человека, значении универсальных моральных ориентиров и результатах их низвержения.
Балет создан на музыку Г. Малера, Б. Тищенко. Музыка записана Губернаторским симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Антона Лубченко. Автор декораций – постоянный соавтор Бориса Эйфмана, известный сценограф Зиновий Марголин. Костюмы придумала художник Ольга Шаишмелашвили, свет – Глеб Фильштинский, Борис Эйфман.
Мировая премьера спектакля “Преступление и наказание” состоится 17 и 18 сентября на сцене Александринского театра. Также новая постановка будет представлена в Санкт-Петербурге 7 и 8 октября.
Прямая речь
Борис Эйфман, режиссер:
“Творчество Федора Михайловича Достоевского – неиссякаемый источник мудрости, способный озарить светом сокровенной истины самые темные уголки бытия. “Имеющий уши да услышит”.
С “Преступления и наказания” начинается ряд “больших” романов писателя, и именно к этому произведению я шел всю сознательную жизнь, то приближаясь к нему, как к неприступной цитадели, то отдаляясь в сомнениях и нерешительности. В нашем спектакле мы не пересказываем сюжет книжного первоисточника, но интерпретируем в танце эмоциональный и идейный мир ключевых персонажей Достоевского. Каждый из них – микрокосм, преисполненный запредельных страстей и сталкивающийся с неразрешимыми метафизическими противоречиями.
Балет “Преступление и наказание” реконструирует трудный путь духовного перерождения главного героя романа Родиона Раскольникова, чье обостренное нравственное чувство и чуткость к чужой боли провоцируют появление теории о праве великих людей “перешагнуть через кровь” ради всеобщего блага. Страшная идея, зреющая в голове бывшего студента, становится его демоническим наваждением и подталкивает к убийству. Совершив преступление, Раскольников разрушает высший моральный закон, однако побороть человеческую натуру несостоявшийся Наполеон не в силах. Крах антигуманной теории неизбежен. Целительной для героя оказывается жертвенная любовь Сони Мармеладовой. Проходя через горнило искупительных страданий, эта святая грешница, как и Раскольников, движется к воскресению.
“Не убий”, – гласит одна из основных заповедей. И всякий нарушающий ее отрицает абсолютную ценность жизни – неприкосновенного дара Божьего”.