А события в Курской области зафиксировали качественно иной род военного преступления — СПЧ установлены факты расстрела иностранными наемниками безоружных мирных граждан — женщин, детей, стариков и невооруженных мужчин, а также использование их в качестве живого щита. В Совете по правам человека (СПЧ) заявили о том, что будут добиваться отмены включения наемников в обменный фонд пленными в зоне проведения СВО в Курской и Белгородской областях.
«Мы, опрашивая пострадавших мирных граждан, выяснили, что в рядах наемников есть поляки, румыны, итальянцы, французы, грузины. Согласно статье 359 УК РФ, участие в наемничестве — это от 7 до 16 лет лишения свободы, а с учетом совершенных убийств — вплоть до пожизненного», — сказал советник президента России, председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев.
Жителю Суджи Артему Кузнецову ВСУ отказываются выдать тело его погибшей жены Нины. Она расстреляна в упор польским наемником и лежит во дворе больницы
При этом, по данным члена СПЧ Марины Ахмедовой, пострадавшему жителю города Суджи Курской области Артему Кузнецову ВСУ отказываются выдать тело его погибшей жены Нины. Она, по свидетельству мужа, расстрелянная в упор польским наемником, вместе с другими убитыми местными жителями лежит во дворе больницы. Также в СПЧ есть шокирующие видео, где с дрона оператор, видя, как люди пытаются эвакуироваться из Суджи, убивает их. А снайперы-наемники простреливают дороги, по которым на своих машинах пытаются эвакуироваться местные жители.
При этом Валерий Фадеев особо отметил, что наемники, взятые в плен, по международным соглашениям не выдаются правоохранительным органам стран их происхождения, но наемники еще не должны и попадать под процедуры обмена, распространенные между сторонами конфликта на Украине.
«Нужна жесткость — никаких процедур обмена в случае с наемниками, — считает Валерий Фадеев. — Эту ошибку — обмен наемников на пленных — мы допустили в Донбассе. Ее нельзя повторять. Когда «дикие гуси» намеренно охотятся за женщинами и детьми, никакой пощады быть не должно. Никаких красных линий. И тут отдельная задача правоохранительной системы — выявлять наемников, совершающих преступления, и карать максимально строго. Взятые в плен и уличенные в совершении преступлений против безоружных людей, если факты будут доказаны судом, такие наемники не могут быть обменяны. Они должны быть наказаны, и пусть сидят пожизненно».
С тем, чтобы из обменного фонда военнопленными исключать «солдат удачи», убивающих за деньги беззащитных людей, СПЧ ведет переговоры с Минобороны России, Следственным комитетом (СК) РФ и Генпрокуратурой.