Изначально, на территории монастыря хоронили инокинь, родственников государей, знаменитых писателей, поэтов, композиторов, выдающихся государственных деятелей. В начале XIX века здесь уже хоронили дворян, а к середине XIX века появляются могилы купцов.
Похоронить на Новодевичьем кладбище стоило дорого. Тем не менее желающих упокоить здесь своих близких с каждым годом становилось все больше. И в 1898 году территорию кладбища было решено расширить за счет бывших монастырских огородов, располагавшихся к югу от монастырской стены.
Новая территория Новодевичьего кладбища, благоустроенная по проекту архитекторов Ивана Машкова и Сергея Родионова, открылась ровно 120 лет назад — в 1904 году. Одним из первых на новой территории был упокоен прах писателя Антона Чехова…
Сказать, что на Новодевичьем кладбище похоронены многие известные ученые, политики, деятели культуры — не сказать ничего. Список можно продолжать бесконечно. И, как бы странно это ни звучало, по Новодевичьему кладбищу очень приятно гулять. Укрыться под раскидистыми кронами каштанов, слушать щебетание птиц и буквально физически ощущать разлитые в воздухе покой и безмятежность. Не говоря уже об эстетическом удовольствии от созерцания высоко художественных надгробий, авторами которых стали знаменитые скульпторы: Иван Шадр, Сергей Коненков, Вера Мухина, Сергей Меркуров, Евгений Вучетич…
Остановимся у десяти необычных, наш взгляд, памятников. Отдадим дань земным заслугам наших соотечественников и помянем их добрым словом…
Алексей Толстой (1883-1945)
Прозаик и драматург Алексей Николаевич Толстой — автор трилогии «Хождение по мукам», легендарной сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», неоконченного романа «Петр I». Его романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» стали классикой научной фантастики.
Автором надгробного памятника писателю стал известный советский скульптор Георгий Мотовилов, признанный мастер рельефа. Памятник представляет собой большую бронзовую прямоугольную стелу, стороны которой украшены рельефными сюжетами из романов «Петр I» и «Хождение по мукам». В центре — большой медальон с барельефным портретом Алексея Толстого. Объемная панорама стоит на четырех фигурно вырезанных каменных стереобатах, установленных на оригинальный постамент. Скульптурная композиция напоминает своеобразный саркофаг, а фундаментальность исполнения вполне соответствует масштабу личности писателя и «большому стилю» сталинской эпохи.
Фото: Екатерина Зайцева
Никита Хрущев (1894-1971)
Надгробный памятник Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву официально признан произведением искусства. Установлен он был лишь спустя четыре года после похорон Хрущева. Скульптором выбрали Эрнста Неизвестного — именно у него в итоге сын Хрущева Сергей заказал мемориальную стелу. Причем эскиз памятника был готов намного раньше. Но власти долго не давали разрешения на его установку.
Надгробие представляет собой две стелы: левая — из белого мрамора, а правая — из черного гранита. Благодаря искусной резьбе по камню создается впечатление, что стелы — не единый фрагмент породы, а будто бы собраны из геометрических многогранников. В центре композиции расположен бронзовый бюст Никиты Сергеевича. На его установке настояла вдова Нина Петровна, хотя по задумке скульптора никакого изображения вождя не предполагалось.
Есть распространенное мнение, что черная и белая стелы символизируют правление Сталина и Хрущева. На самом деле символизм глубже. Стелы обозначают противоречивость натуры Никиты Хрущева, в котором революционер уживался с закоренелым консерватором.
Фото: Екатерина Зайцева
Надежда Аллилуева (1901-1932)
Одно из лучших надгробий в советской мемориальной скульптуре воздвигнуто в память о Надежде Сергеевне Аллилуевой — личном секретаре и второй жене Иосифа Сталина. Надгробный памятник представляет собой высокую кубическую стелу из белого мрамора. Верхняя ее часть обработана под живую породу, а венчает монумент мраморный скульптурный бюст Аллилуевой. Надпись гласит: «Надежда Сергеевна Аллилуева-Сталина / 9/IX 1901 — 9/XI 1932 / член В.К.П.(Б) / от И. В. Сталина».
Автором надгробия выступил известный скульптор Иван Шадр — мастер монументальных произведений в духе модерна, органично вписавшихся в программу соцреализма. Ему удалось создать тонкий, эмоциональный образ прекрасной, рано ушедшей из жизни женщины, наполненный атмосферой элегической грусти. Материалом для такой деликатной работы был выбран благородный белый итальянский мрамор. Оригинальная скульптура в итоге оказалась настолько ценной, что ее перевезли на хранение в Государственную Третьяковскую галерею в качестве экспоната.
Раньше, по воспоминаниям очевидцев, рядом с памятником лежала красивая чугунная роза — копия той, что была вплетена в волосы Надежды Аллилуевой. До наших дней, она, увы, не сохранилась.
Фото: Екатерина Зайцева
Михаил Булгаков (1891-1940)
О могиле Михаила Афанасьевича Булгакова — автора «Собачьего» сердца», «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты» — всегда заботилась третья супруга Елена Сергеевна. Первоначально она посадила вокруг захоронения четыре груши и ухаживала за газоном. Но памятник писателю ставить долго не решалась. Не могла придумать что-то по-настоящему его достойное.
Однажды во время очередного посещения кладбища Елена Сергеевна зашла в гранильную мастерскую и увидела в яме массивный гранитный камень. Директор пояснил, что это часть бывшего надгробия с могилы Гоголя, оказавшаяся невостребованной при перенесении его праха из Данилова монастыря. А ведь Гоголь выбрал для своего надгробия этот камень еще при жизни в Крыму и назвал его «Голгофою» из-за сходства очертаний камня с горой, на которой распяли Иисуса Христа.
Елена Булгакова в этот же момент поняла, что лучшего памятника для своего Мастера ей не придумать. В 1953 году камень установили над прахом Булгакова. «Как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя. Теперь каждую весну я сажаю только газон. Получается изумительный густой ковер, на нем Голгофа, над ней купол из густых зеленых ветвей. Это поразительно красиво и необычно, как был необычен и весь Миша — человек и художник…» — писала Елена Булгакова брату мужа 16 января 1961 года.
Фото: Екатерина Зайцева
Самуил Маршак (1887-1964)
Книги замечательного поэта, писателя, драматурга, переводчика и литературного критика Самуила Яковлевича Маршака изданы на многих языках мира. Его детские стихи знает едва ли не каждый ребенок. А переводы сонетов Вильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бернса стали классическими.
Похоронен писатель в семейном мемориале Маршаков. Надгробный памятник, который представляет собой каменную стелу с выбитым в ней рельефным портретом поэта, склонившегося над работой, изготовил скульптор Николай Багратович Никогосян. Под портретом — авторская подпись, выполненная в черном цвете. Ничего мудреного, все просто, но в то же время исполнено с любовью, большим вкусом и уважением к памяти выдающегося поэта.
- Немало книжек выпущено мной,
- Но все они умчались, точно птицы.
- И я остался автором одной
- Последней, недописанной страницы.
Особенным спокойствием веет от этого семейного пристанища. Хочется постоять здесь подольше, подумать. И, может быть, тихо прочитать любимые с детства стихи.
Фото: Екатерина Зайцева
Николай Кузнецов (1904-1974)
Николай Герасимович Кузнецов — советский флотоводец и военачальник, главнокомандующий ВМФ в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. Именно по его инициативе в СССР стал отмечаться День Военно-Морского Флота.
Николай Герасимович прошел крутую школу жизни. В 1955 году ему было присвоено высшее морское воинское звание — Адмирал Флота Советского Союза. Но впоследствии он был несправедливо понижен до вице-адмирала.
Когда Кузнецов скончался 6 декабря 1974 года, то в некрологе было все еще указано «вице-адмирал». Но его семья верила в торжество исторической справедливости, и поэтому место на памятнике для заслуженного звания было оставлено. Ждать, правда, пришлось долго, но 26 июля 1988 года Кузнецов все-таки был восстановлен в звании (посмертно). И на гранитной плите теперь выбито: Адмирал Флота Советского Союза.
Фото: Екатерина Зайцева
Зоя Космодемьянская (1923-1941)
Имя отважной партизанки и ее подвиг в советское время были известны каждому жителю нашей страны. В честь Зои называли улицы, школы, пионерские дружины, корабли. В конце ноября 1941-го в деревне Петрищево, при выполнении боевого задания, девушка была схвачена фашистами. Несмотря на чудовищные пытки и издевательства, она не выдала товарищей и не открыла своего настоящего имени, назвавшись Таней. 29 ноября 1941 года Зоя Космодемьянская была казнена фашистами.
Впервые о ее подвиге написал военный корреспондент Петр Лидов, его заметка «Таня» была опубликована в газете «Правда» 27 января 1942 года. Изначально Зоя Космодемьянская была похоронена в селе Петрищево, но затем ее прах был перенесен на Новодевичье кладбище.
Скульптор Олег Комов создал композицию, непохожую на традиционные памятники героям войны. Ему удалось удивительно точно передать образ юной девушки, в муках умирающей, но не сломленной и не отказавшейся от своей Родины. Основой для создания скульптуры послужила знаменитая фотография казненной девушки, выполненная военным фотокорреспондентом Сергеем Струнниковым, еще в годы войны ставшая символом героизма и жертвенности.
Скульптура выполнена из бронзы и со временем покрылась естественной патиной. Установлен памятник на куб из красного гранита, из такого же камня изготовлена могильная плита. Прямо напротив похоронен брат Зои — офицер, Герой Советского Союза Александр Космодемьянский.
Фото: Екатерина Зайцева
Сергей Герасимов (1885-1964)
Живописец и график Сергей Васильевич Герасимов был учеником великого Константина Коровина. И, может быть, поэтому органично сочетал в своей живописной манере прихотливый импрессионизм с мощным соцреализмом. Особенно ярко Герасимов проявил себя в жанрах портрета и пейзажа.
Среди наиболее известных его работ — «Мать партизана», «Клятва сибирских партизан», «Колхозный праздник», «Лед пошел», «Вечер в Можайске». Картины Герасимова представлены в самых престижных художественных собраниях страны, среди которых Государственная Третьяковская галерея и Русский музей. Он был председателем правления Московского Союза советских художников, народным художником СССР и лауреатом Ленинской премии (посмертно).
Памятный мемориал на могиле художника выполнен скульптором Екатериной Белашовой. В центре композиции — изящная фигура полуобнаженного юноши, который отдыхает, лежа на спине, под густой кроной дерева. Руки запрокинуты назад, глаза закрыты. Скульптура помещена на длинную, изогнутую подставку серого цвета и установлена на массивном прямоугольном постаменте.
Есть в памятнике что-то и соцреалистическое, и импрессионистское, как в работах самого художника.
Фото: Екатерина Зайцева
Вера Мухина (1889-1953)
Скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Она была одним из активных участников претворения в жизнь «Ленинского плана монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.
В 1927 году ее скульптура «Крестьянка» получила первую премию на выставке, посвященной 10-летию Октябрьской революции, и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. Позже эта работа стала собственностью музея Ватикана в Риме.
Самая знаменитая композиция Мухиной — 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который впоследствии стал эмблемой киностудии «Мосфильм». Создавала его скульптор для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Работа произвела там настоящий фурор. Веру Мухину поставили в один ряд с величайшими скульпторами-монументалистами мира.
Мухина создала несколько надгробий, установленных на Новодевичьем кладбище. Среди них памятники Максиму Пешкову, единственному сыну Максима Горького; оперному певцу, солисту Большого театра Леониду Собинову, своему мужу — профессору медицины Алексею Замкову…
Рядом с мужем Вера Мухина и похоронена. Их надгробия — две горизонтальные могильные плиты, изготовленные из белого мрамора, и два бронзовых бюста на каменных постаментах. На передней грани надгробия Замкова, ушедшего раньше жены, выгравирована фраза: «Я сделал для людей все, что мог». Затем скульптор Нина Германовна Зеленская дописала на плите своего учителя Веры Мухиной: «И я тоже».
Фото: Екатерина Зайцева
Павел Беляев (1925-1970)
Павел Иванович Беляев — летчик-космонавт СССР, полковник, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, член первого отряда космонавтов. Его именем названы улицы и проспекты более чем в 80 городах 14 стран мира.
В марте 1965 года Беляев в качестве командира корабля «Восход-2» совершил космический полет, во время которого второй пилот Алексей Архипович Леонов впервые в мировой истории космонавтики совершил выход в открытый космос.
На заключительном этапе полета вышла из строя система ориентации корабля и стала невозможной посадка в автоматическом режиме, поэтому Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозную двигательную установку. Эта операция в пилотируемой космонавтике также была выполнена впервые.
Не заметить памятник Павлу Беляеву невозможно — он поистине космических масштабов. Бронзовую статую космонавта в скафандре и со шлемом в руках обрамляет металлическая круглая конструкция, символизирующая космос. Вся скульптурная композиция установлена на массивную каменную отполированную плиту, на передней грани которой высечены имя и звания героя.
Фото: Екатерина Зайцева