Очень давно Михаил Боярский пел забавную песню про кино: «Играешь роль такую роль, о, в эпизоде, безусловно, в эпизоде, безусловно, ты король». В то время казалось, что эпизод — это что-то немного обидное. Известных, любимых актеров, называли «королями эпизода» с неким сожалением. С годами, когда эти короли уходили из жизни, становилось очевидно, что рядом с нами жили по-настоящему прекрасные, гениальные актеры, и, вопреки расхожему мнению, незаменимые люди все-таки есть.
Фотоаппарат под плащом
15 лет назад, в августе 2009 года умер Семен Фарада. Увы, родным Семена Львовича пришлось перенести не только невероятные страдания, связанные с его долгой и мучительной болезнью, но и столкнуться со злобным интересом со стороны «желтой прессы». В начале 2000-х жанр таблоидов только-только появился в нашей стране. И, как все новое, очень часто принимал уродливые, болезненные формы. Сын Фарады, актер Михаил Полицеймако, вспоминал, как в палату к его отцу, исхудавшему, измученному приемом лекарств, ворвались люди в халатах и достали фотоаппараты. Потом, в телепередачах, эти фотографы, которых гордо называли «папарацци», самодовольно хвастались своими победами. «Тогда мне на секундочку стало стыдно, — ухмылялся один из них. — Но это быстро прошло».
Играл на флоте
В фильмах про Семена Львовича многие почему-то говорят про его нестоличное происхождение, хотя он родился в районе нынешней станции метро Водный стадион, и очень скоро это место вошло в состав быстрорастущей Москвы. Его семья жила в одной коммуналке с семьей Владимира Ресина, и Фарада с детства играл с будущим важным чиновником столичной мэрии.
А вот на актера он действительно не учился. Фарада им просто был. Он и в школе, которую, кстати, окончил с золотой медалью, занимался в самодеятельности. И в Бауманке, куда поступил «за настоящей профессией». И во флоте, где отслужил положенные в то время четыре года. Но профессионалом себя, видимо, не считал, раз не решался бросить проторенный высшим образованием путь. После окончания МГТУ им. Баумана Фарада еще семь лет работал по полученной специальности! Правда, его настоящая жизнь в это время все-таки шла на сцене. Он был участником эстрадно-театральной студии «Наш дом» при МГУ, которую возглавлял режиссер Марк Розовский.
Три цвета фонаря
Самородок с ярко выраженным комедийным талантом не мог остаться незамеченным. Его позвали в мегапопулярную АБВГДейку, где он стал клоуном Степой. А в 1967 году впервые снялся в кино. Актерская карьера началась, когда Фараде было уже за 30, зато развивалась стремительно.
В 1972 году Юрий Любимов зовет его в свой новаторский театр на Таганке. Любимов был одним из главных «гениальных тиранов» нашего искусства. На репетициях он сидел с трехцветным фонариком. Если включал «зеленый» — все хорошо. «Белый» — играете плохо. «Красный» — все будут работать до ночи! Так вот, единственным, чьи импровизации он оставлял в спектаклях на регулярной основе, был Фарада.
Ну а всенародная любовь к Семену Львовичу конечно, пришла после его работ в кино.
«Он очень точно воспроизводит неудавшийся мозговой процесс», — с улыбкой говорил о нем Марк Захаров, снявший Фараду во всех своих фильмах. «Фарада и Абдулов — это актеры, без которых я просто не могу работать!» — повторял гениальный режиссер.
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1982), «Формула любви», «Убить дракона» (1988) …
А еще был «Гараж» Эльдара Рязанова, потом «гость с Юга» в «Чародеях», «Человек с бульвара Капуцинов».
«Эпизоды» Фарады уходили в народ, а сам он стал звездой первой величины.
Рассказывали, что песню «Уно моменто» Фарады и Абдулова из «Формулы любви» очень долго проверяла цензура. И в итоге пропустила с формулировкой «ничего антигосударственного, просто глупость».
Жить с мамами
Свою любовь Семен Львович тоже нашел в театре на Таганке. С прекрасной актрисой Марией Полицеймако они встретились уже в зрелом возрасте. За спиной у Фарады было два неудачных брака, которые он называл ошибкой. Мария Витальевна тоже уже побывала замужем и воспитывала сына Юрия. Но оказалось, что всю жизнь они искали именно друг друга. Поселились вместе большой семьей — в одной квартире с мамами. Как уживались три хозяйки, причем все с характером, на одной кухне — загадка, но страшных историй про их семейные отношения никто не рассказывает.
«Это было не всегда удобно, но весело», — вспоминала Мария Полицеймако.
Мария Витальевна о муже говорит со слезами на глазах, хоть и отмечает, что Семен Львович бывал резким. «Родишь сына, тогда женюсь, сказал он мне, — рассказывала она в одном из интервью. — Я тогда очень обиделась!» Впрочем, эти обиды кажутся сейчас незначительными. Еще бы, ведь пара прожила вместе много счастливых лет. В 1976 году у них родился сын Миша. Фарада превратился в заботливого и трепетного отца. Мария Полицеймако, во многом из-за желания мужа, стала уделять меньше внимания своей достаточно успешной карьере.
Девять лет горя
Они были счастливы. Семен Фарада работал много, особенно в 1990-е, когда индустрия умирала, и прокормить семью можно было только простенькими ролями. Так он попал в проект Михаила Кокшенова «Русский бизнес» (1993). Глупейшая поделка с участием настоящих звезд нашего кино (Наталья Крачковская, Савелий Крамаров).
«Мне немного стыдно за эту работу, — вспоминал Фарада. — Но надо было кормить семью». Впрочем, этот эпизод не стал для актера роковым — его, к счастью, запомнили по другим ролям.
Беда случилась в 2000 году. После похорон внезапно умершего Григория Горина Семен Львович почувствовал себя плохо. В больнице констатировали обширный инсульт. Долгое восстановление завершилось счастливым возвращением домой, но тут к актеру бросился его любимый пес, соскучившийся по хозяину. Семен Львович упал, сломал шейку бедра…
Девять лет стали настоящим испытанием для семьи актера. Ни жена, ни сын не отходили от больного, старались облегчить его страдания. Отбивались от папарацци. С дорогостоящим лечением помогали друзья, среди которых был и Эдуард Успенский. Семен Фарада умер 20 августа 2009 года.
В его карьере не были ни одной главной роли, но он всегда был среди самых любимых артистов страны. Его герои и сейчас поднимают настроение, и хочется верить, что понравятся и нашим внукам. Но еще важнее, что Семен Львович, прожив жизнь, не оставил после себя ни одного негативного воспоминания у друзей и знакомых. Только любовь и улыбки.
<!—Расположение: —>