Сотни новых рабочих мест может принести России реализация проекта по совместному с Азербайджаном строительству нефтетанкеров, сообщили опрошенные aif.ru эксперты. Кроме того, появление на Каспии новых судов поможет дальнейшему развитию пропускной способности международного транспортного коридора «Север-Юг».
«Сухопутная транспортная инфраструктура между Россией и Азербайджаном, включая железнодорожную и автомобильную, уже не справляется с грузопотоками, — указал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — И наращивание танкерных перевозок поспособствует развитию логистических мощностей международного транспортного коридора Север-Юг, хотя на пути его реализации еще много «узких» мест.
Россию и Азербайджан связывает действующий нефтепровод Баку-Новороссийск мощностью 5 млн тонн нефти в год, но этого уже мало.
«Между Россией и Азербайджаном функционируют трубопроводные артерии, — подтверждает независимый эксперт нефтегазового рынка Владимир Демидов. — но их мощностей недостаточно, развитие танкерных перевозок позволит нарастить пропускную способность в том числе и международного транспортного коридора «Север-Юг».
О совместном строительстве современных танкеров класса река-море договорились в ходе официальной встречи лидеры РФ Владимир Путин и Азербайджана Ильхам Алиев, состоявшейся 18 августа в Баку. С российской стороны участником проекта будет Объединенная судостроительная корпорация, с азербайджанской — бакинский судостроительный завод.
«Совместными усилиями Москва и Баку могут обновить танкерный флот не только для себя, — считает Юшков. — Но и строить суда для заказчиков из третьих стран. Например, Казахстан наращивает поставки нефти морем, через Каспий, в направлении Азербайджана, и уже сформировался спрос на новые танкеры в каспийском регионе».
При этом вряд ли мы будем строить океанские танкеры, скорее всего, это будет локальный проект, ориентированный на перевозки по Каспию.
«Россия заинтересована в танкерных поставках нефтепродуктов в Иран, — продолжает эксперт. — В этой стране, особенно в северной ее части, есть дефицит топлива, к тому же оно низкого качества. Кроме того, поставки могут осуществляться в сам Азербайджан».
Строительство танкеров является очень сложным, долгим и трудоемким процессом, и, конечно, такое производство обеспечит создание множества новых рабочих мест, судоверфи увеличат налоговые отчисления.
«Но пока никаких параметров проекта нет, — подчеркнул Юшков. — Неизвестно, будет ли наша ОСК выступать лишь инвестором, размещая заказы на бакинской верфи, или предполагается кооперация, при которой часть деталей, узлов и агрегатов будем производить мы».
Также возможна обратная ситуация, при которой строительство танкеров будет развернуто на наших мощностях, а азербайджанская сторона будет поставлять отдельные элементы.
«Сейчас Москва и Баку лишь обозначили возможность совместного строительства танкеров, — напомнил эксперт. — О формах сотрудничества пока говорить преждевременно».
Наибольшую выгоду при реализации проекта мы получим, если строительство танкеров будет вестись на российских верфях.
«Это, безусловно, приведет к созданию сотен новых рабочих мест, — не сомневается Демидов. — Но пока параметры сотрудничества не определены, об этом говорить рано».
Ранее aif.ru рассказывал о том, что развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» поможет ускорить доставку и снизить себестоимость товаров.
<!—Расположение: —>