Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

В Нижнем Новгороде не побоялись перевести Горького на язык балета

By Admin Авг20,2024

Павел Глухов, в течение последнего года с изумляющей интенсивностью поставляющий новинки как для независимых проектов, компаний современного танца и академических театров, для первой встречи с Нижним Новгородом предложил пьесу “На дне”. Выбор для балетного театра, вообще побаивающегося творчества Горького, нетривиальный: слишком сложно найти в танце эквивалент горьковскому слову и характерам, передать социальное звучание идей писателя. Но Глухов, воспитанный не классическим балетом, а современным танцем, и не пытается вовсе отказаться от слова: его он использует, надстраивая спектакль словесной увертюрой. В то время, когда зрители рассаживаются в камерном амфитеатре Пакгауза, с ними вступают в общение молодые люди в довольно однообразных бесцветно-сизых балахонах, чьи реплики позволяют идентифицировать в них Ваську Пепла, Сатина, Клеща, Наташу. Благодаря этому потом удается ориентироваться в нервных, агрессивных и несколько хаотичных пластических высказываниях героев, когда они, перебравшись через ряды зрительских ног, выбираются на сцену. Там, уворачиваясь от загромождающих сцену валунов, они то сбиваются в общую массу, то разделяются на маленькие ансамбли – дуэты, трио, квартеты. Хореографически эти композиции непросто устроены, они экспрессивны и выразительны. Но все же без первоначальной словесной “шпаргалки” опознать на сцене горьковских персонажей было бы затруднительно, тем более что танцевальный абрис пьесы изменен из-за слияния в один персонаж Наташи и Насти, полного отсутствия в спектакле Луки и второстепенных участников пьесы.

Кирилл Радев, выбравший для постановки поэму “Девушка и смерть”, напротив, расширил круг действующих лиц. Из спектакля Глухова к нему перекочевал объединяющий обе части Рассказчик, в какой-то момент оборачивающийся возлюбленным Девушки. Но для сорокаминутного балета трио оказалось явно недостаточно, и хореограф ввел четверку персонажей, которых программка представляет Комарами. Вероятно, это обозначение подсказала их лексика – мелкая, стремительная, нервная и назойливая, принципиально отличающаяся от дуэтов главных персонажей. Спектакль хорош четко читаемым сюжетом и взаимоотношениями героев. Но все же запоминается он не столько хореографией, сколько эффектной инсталляцией: Смерть на валуне, примостившаяся за стеклом театра на фоне прекраснейшего вида на нижегородский Кремль, поджидает не только участников спектакля и зрителей, но и случайных прохожих. К счастью, горожане, приехавшие прогуляться на место красивейшего слияния Волги и Оки, даже не догадываются, что за эффектную незнакомку они разглядывают и фотографируют на память.

Справка “РГ”

В следующем сезоне балет Нижнего Новгорода планирует не сбавлять обороты и выпустить три премьеры. Первой должна стать новая постановка “Лебединого озера”. Его покажут в декабре.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *