Специалисты подведомственного Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль» поделились опытом на примере работ на двух объектах в подмосковном городском округе Красногорск.
Сразу отметим, что это объекты совершенно разные в техническом и социальном планах — капитальный подземный путепровод под оживленным Путилковским шоссе и современный образовательный центр в новом микрорайоне в Нахабине.
Объединяет их лишь то, что оба созданы на средства инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) и оба — объекты пристального внимания РосСтройКонтроля, который осуществляет свою деятельность в отношении проектов, возводимых за счет бюджетных средств.
И несколько слов о самом Красногорске. Город считается одним из наиболее динамично развивающихся населенных пунктов Подмосковья, здесь наблюдается постоянный прирост населения, идет активное строительство современного жилья и объектов соцкультбыта. Новой застройке Красногорска позавидуют многие районы Москвы.
Объект №1. Путепровод
Объект считается стратегическим: он позволяет без дополнительного светофора осуществлять движение по Путилковскому шоссе, кроме того, связывает его с МКАД. Протяженность самого объекта более 800 м в обе стороны и по две полосы движения на каждой, сам тоннель с глубиной залегания 25 м. А еще есть и выезды на Путилковское шоссе.
Путепровод обустраивается в самом центре нового микрорайона. Кроме того, для всего Красногорска актуален вопрос развития транспортной сети. Одним из проектов, который поможет улучшить ситуацию на дорогах, и должен стать Путилковский тоннель в районе ЖК «Большое Путилково», где проживает более 12 тыс. человек. Он обеспечит прямой выезд на МКАД и улицу Сходненскую. Путепровод — непростой объект, который начали возводить, что называется, с нуля. Строительство сооружения идет открытым способом. Чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта и пешеходов, оно разбито на несколько этапов. По мере завершения каждого производится переключение транспортных потоков на временные дороги, в том числе и по уже возведенной части.
Для крепления стен котлованов произведено обустройство 552 буронабивных свай, 1 597 грунтовых анкеров и 431 шпунта Ларсена. Для строительства самого тоннеля потребуется в общей сложности порядка 13 тыс. кубометров бетона: стены сооружения имеют ширину от 0,6 до 1 м, а толщина перекрытия составляет 0,7 м.
Сложность заключается в том, что строительство приходится вести в сложных городских условиях: вокруг расположены ЖК, торговые зоны, имеются точки пересечения с существующими инженерными коммуникациями. Строители выполняют переустройство сетей водоснабжения, водоотведения, дождевой канализации, большого количества кабельных линий напряжением 10-20 кВ, а также участка теплосети диаметром 400 мм.
Завершены монолитные работы в рамках первого этапа закрытой части тоннеля, что позволит выполнить монтаж инженерных сетей, а также запустить движение транспорта по временной схеме. Активно идет бетонирование стен рампы тоннеля.
Как отметил генеральный директор РосСтройКонтроля Владимир Щербинин, инспекторы учреждения следят за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов. В связи с наличием обширного перечня выполняемых работ на объекте представителям стройконтроля требуется обладать знаниями в различных сферах строительства. Надо разбираться с особенностями переустройства инженерных коммуникаций, понимать технологии бетонных работ, владеть знаниями технологических процессов сварки металлоконструкций и трубопроводов и многого другого.
В этой работе инспекторам помогает новейшее оборудование, в том числе роботизированные сканирующие тахеометры, беспилотные летательные аппараты, 3D-сканеры, мобильные сканирующие устройства и так далее.
«Внедряя в строительный контроль современные высокотехнологичные устройства, мы ставим перед собой задачу не заменить инспектора строительного контроля, а улучшить качество его работы, производительность его труда и тем самым повысить качество строительства в целом, — подчеркнул Владимир Щербинин. — Сегодня мы уже добились того, что присутствие «РосСтройКонтроля» на объектах мобилизует и дисциплинирует всех участников строительного процесса. Кроме того, мы очень скрупулезно подходим к приемке работ, ведь под нашим контролем реализуются проекты, имеющие огромную социальную значимость».
Проезд по тоннелю будет организован в 4 полосы с расчетной скоростью движения 80 км/ч. Для удобства автомобилистов предусматриваются переходно-скоростные полосы для въезда на разворотные петли. Пропускная способность тоннеля составит 27 050 автомобилей в сутки. Для пешеходов будет обустроен подземный переход с системой автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей и вентиляцией. Такой же системой оборудуют и подземную часть самого тоннеля.
Для обеспечения безопасности движения будут установлены дорожные знаки, светофоры, в том числе пешеходные, барьерное ограждение, а также нанесена разметка термопластиком со светоотражающими элементами. Особое внимание уделено возможности передвижения маломобильных граждан. На автобусных остановках, перед пешеходными переходами, вокруг светофоров предусмотрена укладка тактильных плит. Помимо этого, тротуары выполнят с уклоном и соответствующими габаритами для беспрепятственного передвижения на креслахколясках.
Объект №2. Образовательный центр
Образовательный центр «Лидер», в состав которого входят детский сад и общеобразовательная школа (отделенная от детсада ограждением), рассчитан на 1 050 детей. Центр расположен на улице Королёва вблизи микрорайонов «Красногорский» и «Малина» и призван разгрузить районную школу и обеспечить учебными местами детей из новых микрорайонов, которые еще достраиваются вокруг. Здесь наблюдается рост населения, и школа, как и детский сад, остро необходимы.
По словам заместителя руководителя Министерства строительного комплекса Подмосковья Тимура Магомедова, курирующего ход работ, в Подмосковье сейчас реализуется масштабная программа по возведению объектов социальной инфраструктуры.
«К 1 сентября мы готовим к открытию 31 объект, это 21 школа и 10 детских садов. В Красногорске мы видим яркий пример современного образовательного центра. В городском округе возводятся два таких больших комплекса — в Нахабине и в Павшинской пойме, оба они строятся с использованием инфраструктурного бюджетного кредита, — сказал он. — Совместно с коллегами из РосСтройКонтроля мы контролируем качество строительства этих объектов, следим за своевременным устранением выявленных недостатков, особенно на финишном этапе, когда необходимо сделать рывок, чтобы к началу нового учебного года образовательные центры были готовы и соответствовали всем современным технологическим критериям».
РосСтройКонтроль обеспечивает контроль за реализацией проекта образовательного комплекса в Нахабине с мая 2022 года. Инспекторы следят за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов. В настоящий момент готовность объекта превышает 80%. Завершить строительство планируется к 1 сентября. На объекте идут работы по отделке помещений, монтажу инженерных сетей и фасадов. На территории центра ведутся устройство спортивных и игровых площадок, стадиона, возведение ограждения и благоустройство территории. Не за горами установка мебели и необходимого технического оснащения.
Согласно проекту, общая площадь составляет более 16 тыс. кв. м. В отделке фасада и внутреннего интерьера четырехэтажного здания преобладают светлые тона с яркими акцентами, которые вписываются в стилистику окружающей застройки. Центр получился очень светлым и ярким, чему способствуют большие площади остекления.
В школьном блоке на 900 мест разместятся учебные классы и лаборатории, помещения для групп продленного дня, актовый и спортивный залы, библиотека, мультимедийный зал, столовая. Особенностью школы, как ожидается, станет открытие социально-экономических, научных и предпрофессиональных классов. В блоке для дошколят на 150 мест предусмотрены игровые и спальные комнаты, музыкальный и физкультурный залы.
Все учреждение спроектировано с учетом принципов безбарьерной среды. Здесь будут современные системы видеонаблюдения и управления доступом.
Справочно:
ФБУ «РосСтройКонтроль» — подвед Минстроя России. С 2019 года обеспечивает единый стандарт строительного контроля при возведении объектов высокой социальной значимости. За пять лет им проведена масштабная работа по контролю за строительством более 3 350 объектов. Успешно введен в эксплуатацию 2 121 объект, из них 41 — в Подмосковье. В настоящий момент под контролем ФБУ в 84 субъектах РФ реализуется 1 250 строек, 42 из которых — в Московской области.