Как тебе “Наступит лето”?
Микита Воронов: На премьере я просто был погруженным зрителем, даже не отвлекался на свою актерскую игру. Последние минут тридцать просмотра был в напряжении, к финалу все внутри сжалось, и накопленные переживания вылились в какую-то очень сильную эмоцию. Я даже заплакал. Для меня картина сложилась, именно потому что произвела такое катарсическое очищение…
Это не первый фильм, над которым ты работал с режиссером Кириллом Султановым…
Микита Воронов: Да, мы уже работали над коротким метром “Май нулевого” вместе с Кириллом и Тиной Стойилкович (играет в фильме девушку Сашу). Большая радость идти из одного проекта всем вместе: сохранился оператор, режиссер, исполнительный продюсер. Это очень помогает в работе, потому что есть слаженность, не нужно отвлекаться на какие-то формальности. Можно просто заниматься искусством.
Роль была сложная, поэтому я рад, что мог советоваться с Кириллом, предлагать что-то новое и получать поддержку. То есть, это клево: не бояться режиссера и понимать, что твой герой – это твоя зона ответственности. Когда есть такое делегирование, когда есть ощущение, что ты занимаешься своим делом, что ты на своем месте, получается сделать своего героя максимально интересным.
История рассказывает о пятерых друзьях, которые вместе переживают тяжелые и травмирующие события. Как у тебя складывались отношения с другими артистами на площадке?
Микита Воронов: Моим антагонистом был Дэн – герой Марка (Эйдельштейна – прим. “РГ”), а мы с ним лучшие друзья. Познакомились мы давно, за полгода до поступления на кастинге у Александра Ханта – пробовались в его фильм “Межсезонье”. Я тогда собирался учиться на программиста, и для меня все это была какая-то авантюра, совершенно новый мир. Потом мы поступили на один курс в мастерскую Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ. Конечно, после четырех лет существования бок о бок хотелось сыграть вместе в каком-то фильме, поэтому было просто классно.
Почему тогда передумал быть программистом?
Микита Воронов: Наверное, духовная жажда всегда влекла к познанию. Даже к программированию у меня было не буквальное отношение, а скорее – как к способу создать что-то новое с позиции творца. Искусство же – это такая чистейшая форма созидания. Так что решение поступать в театральный, на самом деле, было мотивировано желанием искать себя.
Ты сыграл драматическую роль первого плана почти без реплик. Понадобилась ли для этого какая-то специальная подготовка?
Микита Воронов: Погрузиться в этого персонажа, в Никиту, было самым сложным и интересным. Потому что он очень болезненный человек. В мастерской нас учили человекоцентричному подходу, чтобы актер умел принять и полюбить своего героя. А тут сирота, который существует в криминальной среде, идет на поводу у обстоятельств и переживает сильнейшие эмоции. У него “глаза злые”, как сказала героиня Саша. И как такого полюбить?
Странным образом помог наш звукорежиссер Алексей Флоринский, который 15 лет работал детским психиатром. Как-то мы сидели с Марком и Лешей, ели пиццу, невзначай спросили его, что он думает про наши роли. А он так невзначай, откусывая пиццу, сделал нам подробный психологический портрет каждого из персонажей, объяснив на научном уровне природу поведения героев через возможные девиации, нарушения сознания и мышления. Такой подход мне очень понравился. В этом смысле роль Никиты – одна из моих любимых, потому что это результат большой работы и погружения.
Что тебе не нравится в профессии?
Микита Воронов: На самом деле, мне нечего сказать, потому что я занимаюсь своим делом и люблю его. Наверное, мне не нравится система подбора персонажей по амплуа, когда вопрос производства стоит выше художественной задачи. Для меня актерство – это возможность попасть в мультивселенные, где ты можешь быть кем угодно и где угодно: в разных исторических эпохах и обстоятельствах, с различными характерами. Потому что мне тесно в одном теле и в одних обстоятельствах. Когда я смотрю большое мировое кино, мне нравится, что там люди работают над ролью от исходного к полному преображению. И это моя точка интереса – быть разным. Пока что так, к счастью, и получается.
Какие советы можешь дать начинающим актерам, учитывая свой опыт?
Микита Воронов: Самый большой совет – быть ответственным. Начинающие актеры часто воспринимают сами себя как ведомых, как функцию, снимают с себя ответственность и перекладывают ее на режиссера или на кого-то еще. Так не работает. Это совместный труд по выстраиванию взрослых серьезных отношений, где ты отвечаешь за свою роль и должен вкладываться.
Второй совет – пытаться понять режиссера и не идти в отрицание. В итоге это не только задаст вектор, но и обеспечит очень много свободы.
Ну и внимание. Важно уметь вовремя собраться, чтобы не тратить время, не переснимать дубли. Я даже не про мелкие детали, там, когда не помнишь, в какой руке держал кружку в предыдущем кадре. А скорее про способность уловить, быть в моменте, быть включенным.
Поделишься планами на будущее?
Микита Воронов: Совсем скоро у меня начнутся съемки в новом, более длительном проекте. Параллельно я пишу музыку и помогаю развивать театр Ицкович-Theatre, где мы вместе с моим другом и художественным руководителем труппы Леонидом Ицковичем занимаемся новой клоунадой. Спектакли производятся в формате лаборатории, этим летом мы уже провели два закрытых показа. Я, как директор театра, сейчас ищу площадки и инвесторов, чтобы мы могли запуститься масштабно.
А в глобальном плане – хочу выйти на материальную независимость, много путешествовать и сочетать это с творчеством. Интересно было бы отправиться в экспедицию и посниматься где-нибудь на Крайнем Севере, в тайге или на Байкале. Надеюсь, что моя профессия в этом поможет.
(Куратор текста Сусанна Альперина)