Кандидат в президенты от демократической партии Камала Харрис объявила, что в случае победы на выборах намерена существенно расширить программы соцподдержки в США. Это беззастенчивый подкуп избирателей в колеблющихся штатах и откровенный популизм. Почему американцы не увидят обещанных дешёвых лекарств и продуктов, aif.ru объяснил американист и политолог Константин Блохин.
Наживка для простых американцев
В пятницу Харрис представила экономические меры, которые планирует реализовать в первые 100 дней своего президентства. В основном речь о дотациях разных форм. Так, она пообещала заморозить цены на продукты и на лекарства, предоставить субсидии на покупку жилья и увеличить налоговые льготы для семей с новорожденными. Самая беспрецедентная из предложенных мер — полная амнистия долгов за медобслуживание: в США более 100 из 342 млн. населения имеют такую задолженность.
«Сейчас она будет делать все возможное, чтобы победить Трампа, а потом, как говорится, хоть трава не расти. Это все предвыборные трюки для достижения победы. Нас убеждают, что якобы и рейтинги у Харрис растут: она уже где-то сравнялась с Трампом, а где-то даже лидирует на несколько пунктов. Все это искусственно нарисовано. Рейтинги — политически ангажированный инструмент. Демократы сейчас проводят масштабную медийную кампанию: пытаются в колеблющихся штатах переманить избирателей на свою сторону, создать иллюзию того, что все готовы за них голосовать», — считает Блохин.
Развалили СССР, теперь у себя строят?
По меркам США, бастиона капитализма, это радикальный разворот влево. Трамп уже успел заклеймить свою соперницу «коммунисткой». Для американцев слова «социалист» и тем более «коммунист» — ругательства. Тем не менее последние предложения Харрис действительно выдержаны в подозрительно «социалистическом» духе. Вдобавок к уже перечисленным радикальным мерам она хочет сократить налоги для среднего класса и добиться налоговых льгот для малого бизнеса.
Но Трамп тоже делает социалистические выпады — на днях он предложил отменить налоги на чаевые (основной источник дохода для всех занятых в индустрии развлечений). А его напарник и кандидат в вице-президенты Джей ди Вэнс поддержал увеличение льгот для семей с детьми — аналог нашего материнского капитала. Времена, когда было справедливо выражение «что хорошо для свободного предпринимательства — хорошо для Америки», закончились, сгущает краски WP. Что это: разворот к социализму и новый устойчивый тренд в американской политике или банальный популизм?
«Это все просто предвыборные обещания, чтобы заработать поддержку граждан. Далеко не факт, что они будут выполнены. Сейчас перед выборами все пытаются быть хорошими для избирателя. Что касается экономической политики, демократы — вообще более социально-ориентированные. За республиканцами всегда скрывается большой бизнес. Это сейчас так подается, что простой американский белый работяга, лишенный работы, голосует за республиканцев. На самом деле это просто умелое использование инструментов в предвыборной гонке. Да и сам Трамп не прост. Очевидно, что он президент не бедных, а богатых. Одним из лучших друзей Трампа является бизнесмен Илон Маск с состоянием более 200 млрд долларов. И самого Трампа можно назвать „жирным котом“: из американских политиков он самый богатый — его состояние больше 5 млрд долларов. Никто в Америке социалистами не станет», — объяснил Блохин.
Где возьмут деньги?
Но если пофантазировать и представить, что пришедшие к власти американские политики все-таки не забудут про свои предвыборные обещания. Где они найдут деньги на их реализацию?
Внешний долг США достиг астрономической суммы в 35.1 трлн долларов или 122% от ВВП — это при том, что пороговым безопасным уровнем для развитых экономик считается 77%, согласно Всемирному банку. Расходы на обслуживание госдолга превысили оборонный бюджет и перевалили за 900 млрд долларов. Дефицит американского бюджета в этом году прогнозируют на уровне 1.8 трлн долларов, в следующем — уже 2.7 трлн. Здесь нет места новым соцпрограммам, а без повышения налогов, кажется, не обойтись.
«Американский долг постоянно растет — как снежный ком. Здесь тактика такая: пообещать, занять Белый дом на четыре года и как-нибудь аккуратно съехать с темы. Я не думаю, что к этому надо относиться серьезно. Политики всегда расставляют приоритеты. Заявят потом, что не время этим заниматься, что есть более неотложные вещи вроде сдерживания России и Китая. Словом, найдут способ уклониться от исполнения этих обещаний», — пояснил Блохин.
При этом, несмотря на огромную задолженность, экономике США, скорее всего, не грозит никакое банкротство. Дискуссии об этом ведутся еще со времен Рейгана, когда американский госдолг резко пошел вверх из-за гонки вооружений с СССР. С тех пор американские президенты постоянно обещают развернуть его обратно. Но госдолг все продолжает расти, и Америка тем не менее все никак не разваливается.
«Многие экономисты говорят, что по этому долгу вообще нет лимита. США — финансовый манипулятор. Они создали финансовую систему, в которой мы сейчас все живем. В мировой экономике есть три столпа: Америка, Европа и Китай. Если один из них рухнет, пострадают все. Например, между китайской и американской экономикой колоссальная взаимозависимость, между американской и европейской — тоже. Вдобавок за долларом стоит американская военная мощь, сеть военных баз по всему миру. Здесь рука руку моет: экономическая мощь вместе с военной друг друга дополняют», — резюмирует американист.
<!—Расположение: —>