Как признается основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров, в 1999 году фестиваль получился практически случайно, его рождение подтолкнул приезд на гастроли американской танцевальной компании «Билл Янг и Танцоры». Американцев попросили дать мастер-классы, пригласили с тем же условием немногочисленных петербургских хореографов… И дело пошло!
Основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров. Фото: Святослав Акимов
— До конца 1980-х современный танец в нашей стране практически не существовал, и нам необходимо было всему учиться заново, — поясняет Вадим Каспаров. — Именно тогда мы нащупали алгоритм: из чего должен состоять фестиваль. Это должны быть не просто ошеломительные гастроли, но и образовательная часть. Как они добиваются результата? Как в производстве — почему иностранные машины лучше наших? Вот эту внутреннюю механику и надо было понять.
По мнению Каспарова, российские танцовщики и сегодня отстают от западных. Причина отчасти в том, что в советское время основная ставка была сделана на балет. Сначала классический танец в СССР стал массовым — вспомним театры оперы и балета во всех союзных республиках — потом «русский балет» стал брендом. Сегодня необходимость развивать и другие виды пластического искусства очевидна, но в России по всей стране всего 11 профессиональных государственных компаний современного танца — таких, где платят зарплату. В Лондоне их 50, в Нью-Йорке — около ста. Кстати, танцевальная компания «Каннон Данс», которую Вадим и его супруга Наталья создали всего за год до появления фестиваля, стала государственной только в 2022 году. Сейчас вместе со школой-студией она постепенно трансформируется в Центр развития проектов современной хореографии «Каннон Данс» в структуре государственной продюсерской компании «Петербург-концерт».
Обсуждению проблем развития современного танца посвящен форум «Открытый взгляд», который в этом году поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Однако для широкого зрителя интересны в первую очередь новые работы хореографов. К примеру, в первом OPEN LOOKе принимал участие Саша Кукин. В этом году «Театр танца Саши Кукина» представит в рамках фестиваля премьеру 2024 года «Территория» с подзаголовком «Минимализм. Пространство. Игра с гравитацией». Российская программа вообще будет очень насыщенной и контрастной — свои новинки в Петербург привозят Челябинский театр Ольги Пона, Камерный балет «Пантера» Наиля Ибрагимова из Казани, екатеринбургская компания «Окоем» и Александр Гурвич, москвичи Александр Шуйский и танцтеатр «всем телом», тюменский танцевальный коллектив Materra.
«Театр танца Саши Кукина» представит премьеру «Территория». Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
— Для фестиваля важно сохранять творческую кооперацию с коллегами: она открывает большие возможности, рождает идеи новых совместных проектов, — рассказывает Вадим Каспаров. — В этом году в фокусе внимания — современная хореография Балканских стран, Белоруссии и Кореи.
Челябинский театр современного танца «Икигай». Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
Кстати, поскольку фестиваль и театр Вадима Каспарова росли вместе, постановки «Каннон Данс» — это в определенном смысле, тоже про эволюцию. В рамках фестивальной программы петербургская публика увидит в исполнении «Каннон Данс» хореографию кореянки Ким Су Чжонг «THE PARADOX» и постановку «Корпускул» в хореографии Таи Савиной, основанной на авангардном японском танце буто, в технику которого легли методы работы с телом, пространством и звуком. Кроме того, «Каннон Данс» примет участие в вечере балканского танца со спектаклем «ВКЛ/ВЫКЛ — ON/OFF», который поставила Ивана Балабанова из Северной Македонии.
«Комплимент жизни» хореографа Ким Су Чжонг. Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
Кстати
Впервые в этом году в рамках фестиваля OPEN LOOK будет работать платформа ОТКРЫТАЯ СЦЕНА / OPEN STAGE, предназначенная для молодых хореографов, не попавших в основную программу.
— Звезд надо выращивать, иначе рано или поздно они закончатся, — подчеркивает Вадим Каспаров. — И лично мне интереснее помогать тем, кто на старте, чем поддерживать тех, кто уже взлетел.