Как признается основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров, в 1999 году фестиваль получился практически случайно, его рождение подтолкнул приезд на гастроли американской танцевальной компании “Билл Янг и Танцоры”. Американцев попросили дать мастер-классы, пригласили с тем же условием немногочисленных петербургских хореографов… И дело пошло!
Основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров. Фото: Святослав Акимов
– До конца 1980-х современный танец в нашей стране практически не существовал, и нам необходимо было всему учиться заново, – поясняет Вадим Каспаров. – Именно тогда мы нащупали алгоритм: из чего должен состоять фестиваль. Это должны быть не просто ошеломительные гастроли, но и образовательная часть. Как они добиваются результата? Как в производстве – почему иностранные машины лучше наших? Вот эту внутреннюю механику и надо было понять.
По мнению Каспарова, российские танцовщики и сегодня отстают от западных. Причина отчасти в том, что в советское время основная ставка была сделана на балет. Сначала классический танец в СССР стал массовым – вспомним театры оперы и балета во всех союзных республиках – потом “русский балет” стал брендом. Сегодня необходимость развивать и другие виды пластического искусства очевидна, но в России по всей стране всего 11 профессиональных государственных компаний современного танца – таких, где платят зарплату. В Лондоне их 50, в Нью-Йорке – около ста. Кстати, танцевальная компания “Каннон Данс”, которую Вадим и его супруга Наталья создали всего за год до появления фестиваля, стала государственной только в 2022 году. Сейчас вместе со школой-студией она постепенно трансформируется в Центр развития проектов современной хореографии “Каннон Данс” в структуре государственной продюсерской компании “Петербург-концерт”.
Обсуждению проблем развития современного танца посвящен форум “Открытый взгляд”, который в этом году поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Однако для широкого зрителя интересны в первую очередь новые работы хореографов. К примеру, в первом OPEN LOOKе принимал участие Саша Кукин. В этом году “Театр танца Саши Кукина” представит в рамках фестиваля премьеру 2024 года “Территория” с подзаголовком “Минимализм. Пространство. Игра с гравитацией”. Российская программа вообще будет очень насыщенной и контрастной – свои новинки в Петербург привозят Челябинский театр Ольги Пона, Камерный балет “Пантера” Наиля Ибрагимова из Казани, екатеринбургская компания “Окоем” и Александр Гурвич, москвичи Александр Шуйский и танцтеатр “всем телом”, тюменский танцевальный коллектив Materra.
“Театр танца Саши Кукина” представит премьеру “Территория”. Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
– Для фестиваля важно сохранять творческую кооперацию с коллегами: она открывает большие возможности, рождает идеи новых совместных проектов, – рассказывает Вадим Каспаров. – В этом году в фокусе внимания – современная хореография Балканских стран, Белоруссии и Кореи.
Челябинский театр современного танца “Икигай”. Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
Кстати, поскольку фестиваль и театр Вадима Каспарова росли вместе, постановки “Каннон Данс” – это в определенном смысле, тоже про эволюцию. В рамках фестивальной программы петербургская публика увидит в исполнении “Каннон Данс” хореографию кореянки Ким Су Чжонг “THE PARADOX” и постановку “Корпускул” в хореографии Таи Савиной, основанной на авангардном японском танце буто, в технику которого легли методы работы с телом, пространством и звуком. Кроме того, “Каннон Данс” примет участие в вечере балканского танца со спектаклем “ВКЛ/ВЫКЛ – ON/OFF”, который поставила Ивана Балабанова из Северной Македонии.
“Комплимент жизни” хореографа Ким Су Чжонг. Фото: Пресс-служба фестиваля OPEN LOOK
Кстати
Впервые в этом году в рамках фестиваля OPEN LOOK будет работать платформа ОТКРЫТАЯ СЦЕНА / OPEN STAGE, предназначенная для молодых хореографов, не попавших в основную программу.
– Звезд надо выращивать, иначе рано или поздно они закончатся, – подчеркивает Вадим Каспаров. – И лично мне интереснее помогать тем, кто на старте, чем поддерживать тех, кто уже взлетел.