Его участники с помощью самых разных практик — от фотографии до сочинения историй — исследовали знакомые места. И в результате все вместе создали карту-коллаж своего района. Этот необычный «портрет» позволяет не только увидеть, но и услышать, почувствовать, понять территорию. Проект не только показал, насколько она примечательна, но и стал основой для развития местного сообщества.
Слоеный пирог
Автора проекта Олесю Казакову на это начинание вдохновило рождение ребенка.
— Я тогда «заземлилась», стала много гулять с малышом по нашему Красносельскому району, общаться с соседями. До этого вся моя жизнь крутилась в центре города — я была куратором фестивалей современного танца и театра. А тут поняла, что живу в очень красивом зеленом месте, где много прекрасных людей. Мне не хватало здесь только современного искусства, каких-то арт-практик. И мы решили сами их организовать, — рассказывает она.
Проект стартовал в начале 2023 года. Сначала его представили как социокультурную лабораторию по художественному исследованию Красносельского района. Но идея сразу нашла отклик и у жителей соседнего Кировского, поэтому «Драматургию окраин» посвятили всему юго-западу города. Площадкой для встреч и обсуждений стала библиотека «Маяк».
— Мы думали не только о своем районе, но и в целом о децентрализации культуры в Петербурге. Надо было создать точку притяжения для людей из других районов, в том числе экспертов по современному искусству. И к нам стали приезжать художники, драматурги, арт-терапевты, чтобы поделиться своими способами художественного исследования пространства, отношений друг с другом и себя лично, — отмечает Олеся Казакова.
Карту-коллаж решили создавать по принципу слоеного пирога. Визуальный слой составили фотографии, рисунки и графическая драматургия. Вербальный сложился из личных историй жителей района, их интервью и текстов. Аудиальный собрал звуки юго-запада — от криков чаек до шума трамвая. Порой эти слои пересекались: например, участники записывали рассказ о каком-то объекте и создавали тифлопрогулку. Она поможет незрячим людям получить представление о месте, а остальным — взглянуть на него под другим углом.
По словам Олеси Казаковой, карта юго-запада строилась не на географии, а на личном восприятии района каждым из её авторов. Поучаствовать мог каждый: от дошкольника с карандашами до любого местного жителя, снимающего окрестности на смартфон. Приходили родители с детьми, молодые люди, подростки и пенсионеры. Никаких закрепленных ролей не было — участники становились кураторами, и наоборот. При этом все делалось исключительно на волонтерских началах.
Простор и история
Фотограф и сокуратор проекта Алла Крайник откликнулась на предложение провести мастер-классы для жителей района.
— Когда я шла на первую встречу в библиотеке, думала, что там будут рассказывать что-то про географию, историю местности, ее уроженцев. Но говорили совсем о другом. Нам предлагали посмотреть на привычные вещи под непривычным углом, фотографировать маршруты от дома до работы, искать что-то особенное. При этом не было никаких конкурсов и соревнований — взгляд каждого человека оказался важен для общей картины. Это было здорово, необычно и сложно, — вспоминает Алла Крайник.
Для нее самой Красносельский район — это прежде всего масштаб и простор. Если выйти на Петергофское шоссе, можно увидеть, как трамвайная линия уходит куда-то за горизонт — в центре города ничего подобного нет. А широкие тротуары делают эти места раем для велосипедистов.
Другой сокуратор проекта и тоже фотограф Даниил Храмцов особенно ценит в своем районе смешение разных эпох: здесь есть и усадьбы петровской эпохи, и сталинки, и современные дома. Его любимые места — парк Александрино и собственный дом, у которого строится новый храм.
— Я пришел на проект с пленочной камерой, чтобы лучше узнать юго-запад, — рассказывает Даниил. — Мы занимались портретной и пейзажной съемкой, рассказывали в снимках целые истории, создавали адвент-календари. Дети придумывали район своей мечты: раскрашивали черно-белые фото, наклеивали на них экзотических животных. Люди всех возрастов пробовали снимать на пленочную камеру. Для всех это были очень увлекательный опыт.
Созданную карту-коллаж в этом году представили на выставке в библиотеке «Маяк». Сейчас готовится ее цифровой вариант, который можно будет увидеть в интернете. Но это еще не все итоги проекта. По мнению участников, благодаря ему юго-запад перестал быть театрально-музейной «пустыней»: появляются новые арт-пространства, все чаще проходят культурные события. А многие участники «Драматургии окраин» теперь дружат семьями. Их опытом по исследованию и творческому развитию территории, объединению ее жителей заинтересовались и другие районы Петербурга.
Что дальше?
— Проект будет развиваться вглубь и вширь, у нас еще множество идей, — улыбается Олеся Казакова. — Например, хотим развивать театр повседневности, для которого мы сами пишем пьесы по мотивам того, что видим каждый день, а потом становимся зрителями. Собираемся поработать с философской литературой, подумываем об отдельном проекте для подростков. Даниил Храмцов хочет создать собирательный портрет Виктора Цоя, который тоже жил в Красносельском районе. И это лишь часть наших планов.
Кстати
В Социально-художественном театре на проспекте Стачек, 72 до конца лета можно увидеть фотовыставку по итогам проекта «Драматургия окраин».