Мастера-частники – это прежде всего про уникальность, творчество и ручной труд. Их изделия – это еще и элемент туристического бренда региона. Покупателям также немаловажно знать, что деньги заплачены за украшение или предмет искусства, действительно обладающий высокой художественной ценностью, а не за штамповку или того хуже подделку. Безусловно, талант и умения ювелира не зависят от наличия или отсутствия у него официального документа. Но даже в регионах не все знают местных мастеров, а уж гостям тем более они практически неизвестны. Так что информация о статусе ювелира, подтвержденном документом от комиссии Гохрана, будет им в помощь.
“Конечно, туристу, как и любому покупателю, важно быть уверенным в производителе художественной продукции, – говорит председатель правления Ассоциации “Российский союз туриндустрии – Юг” Наталья Косьмина. – Местное искусство не станет первостепенным при выборе региона для отдыха, но может стать дополнительным плюсом”.
По данным минфин России, из трех тысяч производителей ювелирной продукции 686 изготавливают менее 120 изделий в год. То есть, по сути, их можно отнести к частникам. А в Дагестане есть целое село златокузнецов Кубачи, известное своими династиями ювелиров, куда даже возят экскурсионные группы. В 1924 году сельские мастера основали художественную артель. В 1960 году ее преобразовали в Кубачинский художественный комбинат. Он стал своего рода градообразующим предприятием. В лучшие времена на нем работали до 800 человек, здесь изготавливали до десяти тонн изделий из серебра в год.
С развалом СССР комбинат начал испытывать трудности, и сейчас практически не работает. Хотя кубачинские изделия не раз получали призы мировых выставок. Некоторые из них есть в коллекциях Эрмитажа, Лувра, Музея Виктории и Альберта, Метрополитен-музее.
Сейчас многие местные мастера работают на дому. Но чтобы продавать свои изделия законно, ювелирам нужно оформлять ИП или юрлицо. Еще один возможный вариант – работать на заказчика, получая от него золото, серебро и драгоценные камни и заключив договор гражданско-правового характера либо официально у него трудоустроившись.
С сентября ситуация изменится. Новый статус позволит частным мастерам стать полноправными участниками рынка драгоценных камней и металлов. Подать заявление можно через единый портал госуслуг или государственную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных камней и металлов (ГИИС ДМДК). Требований несколько, но суть их в том, что мастер должен доказать, что его изделия имеют художественную ценность. В частности, ювелир должен участвовать в профильных конкурсах и выставках и иметь не менее трех изделий, которые прошли опробование и государственное клеймение, изготовленных вручную, обладающих оригинальной авторской идеей, высоким художественным и техническим уровнем исполнения.
Нижегородский ювелир, владелец небольшого предприятия Вадим Кондратьев выступает за любые перемены, которые помогают развитию бизнеса: “Это действительно может упросить выход на рынок, хотя больше сыграет на руку мастерам-одиночкам, которым сегодня крайне тяжело легализовать свое положение. У них появится доступ к материалам, а значит они смогут предлагать своим клиентам больший ассортимент. Это конкуренция, но мы ее не боимся, а ждем, поскольку она – залог дальнейшего развития. Для нас будет стимул делать что-то еще лучше, интереснее, быстрее и качественнее. Если же говорить о ювелирных предприятиях, то им важно смягчение административных требований – сегодня возникает много сложностей с предоставлением отчетов по опробированию изделий. И вместо того, чтобы заниматься непосредственно работой с металлами, мы заполняем документы, кроме того, на поход в пробирную инспекцию, чтобы там завизировать изделия, провести анализ, уходит несколько дней. Плюс отчетность, отчетность, отчетность”.
Исполнительный директор региональной общественной организации “Народные художественные промыслы Дагестана” Саид Ниналалов пока сомневается в полезности нововведения, ведь художнику-ювелиру придется зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и вносить туда все сведения об операциях с драгоценными металлами и камнями. “Призвание художника-ювелира – творить, а не писать длинные отчеты. У частных ювелиров возникнет большая проблема с работой в рамках ГИИС ДМДК, в этом у них нет опыта”, – считает Ниналалов.
Изменятся ли цены на продукцию частных ювелиров, решивших получить новый статус. “На цены это не повлияет, так как красота и искусство не может стоить дешево, если мы говорим об уникальной ювелирной работе”, – говорит Вадим Кондратьев.
В свою очередь Саид Ниналалов отмечает, что цены могут вырасти, ведь как участнику рынка драгметаллов художнику-ювелиру придется маркировать свои изделия, что повысит его затраты. “Принята очень сложная схема с уникальными идентификационными номерами изделий. Ювелиру очень затратно оформлять необходимые документы. Все это может привести к повышению цен на изделия, и к тому, что на ювелирном рынке останутся только крупные предприятия”, – опасается Ниналалов.
Заслуженный художник Дагестана, потомственный ювелир из Кубачи Алибег Куртаев относится к переменам с осторожным оптимизмом: “Надеюсь, новый статус не потребует жесткого документооборота. У меня нет средств нанимать бухгалтера и времени, чтобы самому заниматься бумагами. Я не предприниматель, а художник”.
По словам Куртаева, многие ювелиры из Кубачи перестали заниматься творчеством, уехали в города, где работают таксистами или строителями. Придание официального статуса художника-ювелира может помочь в реализации продукции, надеется Алибег Куртаев. Он привел такой пример: “Порой бижутерия стоит дороже, чем серебряные изделия. Хотя ювелирам, чтобы приобрести килограмм серебра, надо пройти настоящие круги ада. У меня, например, средняя цена браслета около 10 тысяч рублей. Моя дочка, живущая в Москве, говорит, что там браслет из латуни стоит дороже. У предпринимателей, который не связаны с ювелиркой, проблем нет – закупили за границей изделия по сто рублей, а здесь продали в десять раз дороже”, – сетует Куртаев.
По его мнению, если нововведение поможет решить часть проблем в отрасли, то это в перспективе поспособствует возрождению профессии, и искусство златокузнецов Кубачи удастся сохранить.
“Дело в том, что до недавнего времени в российском законодательстве вообще не было определения для мастеров, создающих высокохудожественные авторские произведения искусства из драгоценных металлов и камней, – поясняет генеральный директор Ассоциации ювелиров России Вадим Серов. – Их деятельность фактически находилась в правовом вакууме. Несмотря на международное признание, призы и награды на всемирных конкурсах, художники-ювелиры оставались незащищенными как с точки зрения государственной поддержки, так и с точки зрения получения ими государственных званий и наград”.
В прошлом году ювелирная отрасль перешла на общую систему налогообложения, но, по словам Серова, для мастеров, которые производят штучные изделия, она просто неприменима и избыточна. Поэтому Ассоциация ювелиров России и Творческий союз художников декоративно-прикладного искусства обратились с инициативой о нормативном закреплении статуса художника-ювелира в минфин страны, который давно поднимал этот вопрос. Инициатива была поддержана.
“Получение официального документа комиссии Гохрана о присвоении статуса позволит художника-ювелирам применять специальный налоговый режим и полностью легализовать свою деятельность, встав на специальный учет, который ведет Федеральная пробирная палата”, – добавил Серов. Кроме того мастера также смогут рассчитывать на защиту и поддержку государства.