Но в 2022 году Васильева отказалась от всех заграничных контрактов — это была позиция гражданина и патриота. Отныне скрипачка стала давать концерты в Донбассе, в том числе и там, куда не добирались ее коллеги, — в блиндажах, в считанных метрах от позиций украинских неонацистов. Нередко прославленную скрипачку можно было увидеть в госпиталях, интернатах, в вузах и колледжах на освобожденных территориях — везде со скрипкой и всегда с улыбкой. Красивой, русской.
И, как узнала «Российская газета», — свой медовый месяц Марианна Васильева вместе с мужем, преподавателем одного из петербургских вузов Александром Никифоровым, тоже провела в Донбассе. В Мариуполь молодожены приехали не с пустыми руками — привезли виолончель для отделения Донецкой консерватории. Деньги на инструмент скрипачка собрала на своих страницах в социальных сетях — вместо подарков на свадьбу.
«В мае, когда я была на фестивале «Звезды над Донбассом», у меня был мастер-класс для студентов мариупольского музыкального колледжа, во время которого мне рассказали, что у них нет виолончели. Это дорогой инструмент, на свои деньги они его не купят, да и в Донбассе сегодня просто не найти такую роскошь, — говорит Марианна, — разве я могла не откликнуться!».
Среди тех, кто помог со «свадебным» подарком, друзья скрипачки — поэты Анна Долгарева и Александр Пелевин, музыканты рок-группы «Зверобой», журналист Игорь Гомольский и многие другие. Те, кому не надо объяснять, зачем возвращать музыку в прифронтовые города.
Вместе с молодоженами в «свадебное путешествие» отправились их друзья — поэт Дарья Пиотровская, Ярослав Красников и Денис Федосенко из движения «Время первых», артисты из Петербурга, Москвы и Петрозаводска… Все вместе они играли перед бойцами в госпиталях, в пунктах размещения беженцев, а также дали большой концерт в Приазовском государственном техническом университете, где под бомбежками чудом уцелел рояль — на его полировке все еще заметны следы от осколков снарядов.
«Но больше всего запал в душу концерт в доме-интернате, где живут пожилые люди, чьи родственники погибли во время боев за Мариуполь, — рассказывает Марианна, — Люди, которые уже доживают свой век, многие из которых не помнят своего имени, подходили к нам, чтобы поблагодарить за музыку, за все, что мы для них сделали».
Что исполняли? Там, где Васильева, всегда звучат Бах, Паганини. Но в этот раз помимо скрипки был их «маленький оркестрик»… Репертуар пополнился русскими композиторами. Настоящим хитом, говорят музыканты, стала свиридовская «Метель». Объяснение простое — история нежной любви на фоне вихрей истории резонирует с судьбой самой скрипачки.
Кажется, Марианну Васильеву еще никогда не видели такой счастливой.